К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




В сложившихся условиях России необходимо принять меры в целях компенсации возникших военных угроз национальной безопасности. Такими мерами могут быть:

· пересмотр отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, касающихся применения военной организации государства, в том числе против террористических угроз, усиление ее военной составляющей, изменение методологического подхода к разработке указанной Концепции;

· развитие, помимо обычных средств поражения, таких как высокоточное, высокоэффективное технологическое оружие. Сохранение на должном уровне стратегических ядерных сил является необходимым условием стратегического сдерживания, однако этот фактор не является достаточным условием успешного решения задач военной безопасности в условиях трансграничных военных угроз и региональных конфликтов, где ядерное оружие не может быть применено;

· перевооружение современным оружием Российской армии и флота, изыскание дополнительных средств для развития оборонно-промышленного комплекса страны. При этом продукция оборонных предприятий должна не только идти на экспорт, но и поступать на вооружение в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба.
Помимо угроз и опасностей, военно-политическое руководство страны признает растущее значение «факторов неопределенности». В документе Министерства обороны Российской Федерации «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации» отмечается: «Под фактором неопределенности понимаются ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности Российской Федерации».
На наш взгляд, логичнее было бы говорить о факторах нестабильности, которые несут угрозу безопасности России и должны учитываться при планировании применения Вооруженных Сил России.
В строительстве вооруженных сил Запад уже начал ориентироваться не столько на существующие угрозы, сколько на создание возможностей для отражения трудно предсказуемых будущих угроз. Например, министр обороны США Д. Рамсфелд еще в сентябре 2001 г. в предисловии к «Четырехлетнему обзору по вопросам обороны» писал: «Центральная цель данного обзора
· перевести оборонное планирование с «модели угроз», ориентирующейся на конкретные угрозы (threat-based model), доминировавшей в нашем мышлении в прошлом, на «модель возможностей», ориентирующуюся на создание возможностей отражения трудно предсказуемых будущих угроз (capabilities-based model). Эта модель возможностей уделяет больше внимания тому, как противник будет воевать, без уточнения, кто этот противник или где может вспыхнуть война».
В качестве наиболее значимых факторов нестабильности в российском военном планировании можно выделить возможность:

74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94


Группа: Монографии
Категория: Научные труды