К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Таким образом, в современной международной практике демократических стран террористическая деятельность жесточайшим образом карается с применением вооруженных сил государства в целях обеспечения национальной и военной безопасности.
Вместе с тем практика подавления терроризма уже давно не ограничивается рамками собственной территории, что отчетливо демонстрирует пример США, применявших открыто вооруженные силы против обвиняемых в терроризме (Сомали, Ливия, Афганистан и др.).
Наибольшие проблемы возникают при применении военной силы в случае международного терроризма, поскольку в данной ситуации субъектами конфликта становятся не только государство, являющееся предметом атаки террористов, и собственно террористы, но и другое суверенное государство. Защищая собственный суверенитет, атакующее террористов на чужой территории государство само посягает на чей-то суверенитет и тем самым легитимность уже его действий подвергается двойному сомнению: не только с позиции адекватности применения вооруженной силы, но и с позиции нарушения им самим одного из основополагающих принципов международного права
· нерушимости границ. Этот принцип настолько важен, что в Заключительном акте общеевропейского Совещания он выделен в самостоятельный, и в данном случае выходит за рамки общепризнанного принципа неприменения силы или угрозы силой.
Некоторые государства предпринимают тайные действия
· так называемые неконвенционные методы для целей нейтрализации террористов и предотвращения планируемых атак. Такие действия могут иметь целью срыв и перехват поставок оружия и денежных средств для террористической группы до ареста и доставки разыскиваемых террористов для судебного разбирательства по обвинению в убийстве. Пользуясь принципом защиты, который предполагает осуществление юрисдикции государством в отношении преступлений, затрагивающих его интересы и безопасность, независимо от места совершения деяния и гражданства предполагаемого преступника, США провели ряд операций по захвату лиц, подозреваемых в причастности к террористическим актам против США. По аналогичным основаниям в 1987 г. был захвачен Фаваз Йонис, ливанский террорист, на борту яхты возле Кипра (после чего он был приговорен к тюремному заключению), осуществлялись вторжение на египетский самолет, перевозивший террористов, принимавших участие в захвате самолета в Ачилле Лауро, и их арест в Сигонелле, а также захват в Пакистане Мир Эймала Канзи, ответственного за убийства в 1993 г. возле штаб-квартиры ЦРУ в Вирджинии. Всеобъемлющий Акт по терроризму 1986 г. провозглашает террористические атаки на граждан США за рубежом федеральным преступлением и управомочивает экстерриториальные аресты и судебное разбирательство в суде США.
В конце 1995 г. американский президент Б. Клинтон подписал приказ, разрешавший ЦРУ начать проведение операции в целях ликвидации сети террористических ячеек, а также их руководителей и спонсоров. После получения данных о подготовке нападений на американские посольства в Восточной Африке американцы нанесли превентивные удары по саудовской фармакологической фабрике, где, по их информации, У. бен Ладен готовился к производству нервно-паралитического газа. Превентивный удар сотнями крылатых ракет был нанесен и по базам афганских талибов, где, возможно, находился У. бен Ладен (Иран, Судан, Афганистан, Ирак, Ливия).

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91


Группа: Монографии
Категория: Научные труды