К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории правового обеспечения военной безопасности, чем категория «опасность». Угроза безопасности выступает как совокупность опасных условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения военной безопасности имеют первостепенное значение в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения военной безопасности при рациональном использовании средств на оборону и военную организацию государства.
При оценке угроз военной безопасности выделяют военную угрозу. Военная угроза в отличие от военной опасности представляет собой состояние военно-политической обстановки, при котором существует реальная возможность возникновения военного конфликта. Она характеризуется наличием глубоких противоречий между соперничающими сторонами, политических намерений и воли хотя бы у одной из них для их разрешения с применением военной силы, а также готовностью ее вооруженных сил и других элементов военной организации государства к решению поставленных задач.
Главное качественное отличие военной угрозы от военной опасности состоит в полной готовности военной организации соперничающего государства к агрессии. Представляется, что военная угроза
· это состояние, когда на фоне реальной военной опасности определяется потенциальный противник (государство, коалиция государств, блок государств), со стороны которого возможно развязывание войны (вооруженного конфликта), который имеет определенные притязания и пытается достичь их осуществления угрозой применения военной силы.
При характеристике состояния военной угрозы следует выделять непосредственную военную угрозу. К непосредственной военной угрозе относится состояние конкретного вероятного противника, целенаправленно проводящего мероприятия по подготовке к развязыванию военных действий, готового немедленно реализовать свои военные планы.
В.В. Барвиненко и Ю.И. Мушков выделяют потенциальную и реальную военные угрозы государству. Они подчеркивают, что ситуации, когда ожидаемый ущерб России превышает пороговый уровень приемлемого для нас ущерба или когда ожидаемый ущерб агрессору не достигает порогового уровня неприемлемого для него ущерба, будут характеризовать наличие потенциальной угрозы государству. Если потенциальная угроза не может быть компенсирована имеющимся резервом сил и средств, то она превращается в реальную. При этом производится деление на угрозы безопасности страны двух родов: угрозы 1-го рода, связанные с риском понести ущерб выше приемлемого; угрозы 2-го рода, связанные с риском нанести противнику ущерб ниже требуемого (меньше заведомо для него неприемлемого).

65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85


Группа: Монографии
Категория: Научные труды