К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Законодательство многих стран предусматривает возможность привлечения структур, входящих в военную организацию государства, для обеспечения общественного порядка в чрезвычайных ситуациях. Статья 87а Основного Закона ФРГ гласит: «Для отражения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или одной из земель, федеральное Правительство может
· при недостатке полицейских сил и сил Федеральной пограничной охраны, использовать вооруженные силы для оказания помощи полиции и федеральной пограничной охране при защите гражданских объектов и для борьбы с организованными и располагающими боевым вооружением группами».
В соответствии со ст. 79 Конституции Австрии «на федеральную армию, если законной гражданской власти требуется ее содействие, возлагается, помимо вооруженной обороны страны: 1) защита конституционных учреждений и обеспечение условий их деятельности, а также демократических свобод граждан; 2) общее поддержание порядка и безопасности внутри страны; 3) оказание помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, значительных по своему масштабу».
В соответствии с Законом о полиции Республики Польша президент может принять решение о привлечении армии для обеспечения внутренней безопасности в следующих случаях: 1) возникновения массовой опасности для жизни, здоровья, либо свободы граждан; 2) непосредственной опасности для имущества большой стоимости; 3) непосредственной опасности для объектов, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 17 указанного Закона.
В США применение вооруженных сил может осуществляться для защиты территорий от внешнего вторжения, а также от «внутреннего насилия» при чрезвычайных ситуациях: восстаниях, массовых беспорядках. Президент США может по просьбе законодательного собрания или губернатора штата использовать национальную гвардию и войска такой численностью и в таких пределах, какие он сочтет необходимыми, когда, по его мнению, организуются «незаконные препятствия функционированию государственной власти и использованию законов», когда создаются и активизируются «незаконные объединения или вспыхивают мятежи». Военная сила в этом случае используется в таких пределах, «какие президент сочтет необходимыми для восстановления законности и порядка».
При выполнении функций по обеспечению внутренней военной безопасности государства главной целью использования силовых структур являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан, оказание необходимой помощи и создание условий для решения конфликта политическими средствами. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что при режиме демократии обеспечение правопорядка может осуществляться вооруженными силами при недостаточности полицейских сил и средств. Как отмечает А. Райт: «Экспансия множества угроз демократии со стороны национализма, других идеологических форм терроризма, организованной преступности и гражданских беспорядков порождает, в свою очередь, экспансию военизированных сил». В этой связи необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость общественной безопасности и военной безопасности. Военный компонент общественной безопасности служит для обеспечения такого состояния общества, при котором обеспечивается вооруженная защита человека и гражданина, имущества, основных общественных и государственных институтов, национальных ценностей и образа жизни от любых преступных посягательств, исходящих от организаций и отдельных лиц внутри страны, обладающих средствами вооруженного (военного) противоборства.

62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82


Группа: Монографии
Категория: Научные труды