К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Система фундаментальных духовных ценностей, на которых должен воспитываться военнослужащий, на которые он должен ориентироваться как личность, практически отсутствует. Например, право быть патриотом Родины, которое одновременно означает и обязанность защищать Отечество, сохранять верность Родине, подвержено значительной деформации. Старая система, основанная на коммунистическом мировоззрении, идеях равенства, братства, интернационализма, фактически разрушена, в новых рыночных условиях эти ценности оказались ненужными.
По данным социологического опроса, проведенного автором, приоритеты ценностей военной службы, выделяемые офицерами, выглядят следующим образом в %: интерес к профессии
· 31,4 %; возможность получить жилье
· 30,8 %; причастность к защите Отечества
· 20,5 %; чувство коллективизма, воинская честь и достоинство
· 17,3 %.
У старших офицеров возможность получить жилье после увольнения с военной службы и повышенную по сравнению с гражданским населением пенсию преобладает над высокими моральными ценностями (причастность к защите Отечества, чувство коллективизма и др.).
Большое влияние на такой выбор ценностей оказывает социальный портрет армии, который существенно изменился за последние десять лет. В частности, среди молодых офицеров значительно снизился образовательный уровень; ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодого пополнения; возросли пацифистские и антиармейские настроения; все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.
Одной из важнейших характеристик духовной безопасности является духовное здоровье человека. Как справедливо отмечает профессор А.А. Тер-Акопов, духовное здоровье человека
· состояние удовлетворенности (комфортности) человека отношением государства, общества, других людей к его мировосприятию. Оно характеризуется наличием у человека духовных потребностей и существованием в обществе готовности и возможности их удовлетворения.
Духовное здоровье следует рассматривать как равноценное состояние человека и общества, при котором не только общество удовлетворяет человека, но и человек в одинаковой мере удовлетворяет общество. Нарушение равновесия, перенос сознания в одну сторону, когда все должно быть подчинено удовлетворению интересов человека, а он может не удовлетворять потребности общества, ведет к духовному нездоровью, а это означает отказ от духовных ценностей как общей ценностной категории.
Правовое обеспечение духовной безопасности имеет сложный характер. Право выступает одним из социальных гарантов духовных прав и свобод человека. Участие в духовной жизни
· одно из основных прав и свобод личности и потому должно обеспечиваться государством. При этом государство гарантирует социально-позитивные духовные права и свободы, не противоречащие интересам других граждан, общества и государства. Среди духовных прав и свобод следует выделить те, которые имеют силу обязанностей. Например, право быть патриотом Родины одновременно означает и обязанность сохранять верность Родине, нарушение которой в отдельных случаях может рассматриваться и как опасное преступление
· государственная измена.

43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63


Группа: Монографии
Категория: Научные труды