К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




На наличие военно-технологической оборонной безопасности указывает А.В. Возжеников. Он подчеркивает, что снижение затрат на науку, на стимулирование научно-технологического прогресса, инновационной активности посредством государственной поддержки рискованных проектов освоения перспективных нововведений; утрата информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств уже реально сказались на состоянии всей системы обеспечения оборонной безопасности нации. Военно-технологическая оборонная безопасность требует сегодня перепрофилирования и модернизации предприятий и отраслей, чья деятельность признана экономически неэффективной.
Наиболее доступными для оценки показателя военно-технологической безопасности представляются уровни финансирования современных передовых технологий. Важным показателем военно-технологической безопасности выступает финансирование государственной программы вооружения. Разработанный еще во времена СССР проект государственной программы вооружения на 1991
· 2000 гг. (так называемая программа Павлова), сформированный под структуру, численность и боевой состав Вооруженных Сил СССР, в силу изменения исторических условий развития так и остался проектом.
До 1995 г. программа вооружения развивалась без определенной стратегической линии, «по инерции», но в большей степени была направлена не на созидание, а на разрушение. Государственные оборонные заказы формировались под «нарезаемые» Министерством финансов России предельные объемы финансирования, никак не связанные с реальными потребностями Министерства обороны и Вооруженных Сил России.
Первая российская Государственная программа вооружения на 1996
·2005 гг. (ГПВ-2005), утвержденная в ноябре 1996 г., увязывала данные величины и должна была стать ориентиром для бюджетного планирования в государстве при формировании параметров государственных оборонных заказов. Однако указанная программа не была выполнена. Причин тому несколько.
Во-первых, не подтвердился макроэкономический прогноз Минэкономики России, положенный в основу ГПВ-2005, который предусматривал ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) на 5
·7 %. В реальности в 1996
·1997 гг. темпы роста ВВП были отрицательными, а в 1998
·1999 гг.
· не более 2 %.
Во-вторых, при разработке ГПВ-2005 планировались отчисления на статью «национальная оборона» в размере от 3,6 до 5,2 % ВВП. В начале 1998 г. распоряжением Президента Российской Федерации доля предельных бюджетных отчислений была ограничена 3,5 % от ВВП, а реально они назначались на уровне 2,3
·2,8 %. Как следствие плановые лимиты финансирования государственного оборонного заказа были ниже в 2
·3 раза показателей, заложенных в ГПВ-2005.
В-третьих, фактическое финансирование государственного оборонного заказа осуществлялось в объемах в 2
·3 раза ниже плановых (бюджетных) показателей, остальные ассигнования переносились в виде долгов в государственный оборонный заказ следующих лет, причем оплата зачастую производилась денежными суррогатами (векселями, налоговыми освобождениями и т. п.), имевшими реальную стоимость 50
· 60 % от номинала.

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54


Группа: Монографии
Категория: Научные труды