К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Военно-экономическая безопасность также характеризуется состоянием научно-производственной и технологической базы оборонно-промышленного комплекса, уровнем финансирования НИОКР и закупок, мобилизационной готовностью, а также удельным ресурсообеспечением ОПК. Данные показатели вытекают из требований Военной доктрины Российской Федерации.
Мобилизационная готовность ОПК относится к показателям военно-экономической безопасности и основывается на следующих оценках: степень подготовки системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода ее на работу в условиях военного положения и в военное время; эффективность функционирования системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания; уровень развития потребных мобилизационных мощностей и объектов; наличие и состояние запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах как отношение фактического уровня накопленных мобилизационных ресурсов ОПК к их нормативному уровню. Удельное ресурсообеспечение ОПК определяется как отношение фактического значения расходов на одного работника к нормативному уровню с учетом показателя конверсии предприятий. Последний оценивался в среднем на уровне 25 %. В перспективе с учетом дальнейшего реформирования оборонных отраслей промышленности можно ожидать концентрации производства вооружений на предприятиях, вошедших в ядро ОПК, с уровнем не менее 50 %.
Для улучшения реального состояния военно-экономической безопасности, адекватного реагирования на угрозы, в том числе и нетрадиционные, требуется проведение ряда дополнительных мероприятий. В первую очередь необходимо увеличить объем внебюджетных ассигнований на развитие военной организации, и прежде всего на Вооруженные Силы. Нужны более масштабные мероприятия по пополнению военного бюджета, в том числе за счет таких дополнительных источников внебюджетного финансирования, как доходы от продажи вооружения и военной техники иностранным заказчикам, интеллектуальной собственности, более масштабного внедрения лизинга, страхования рисков заказчиков и производителей вооружения и военной техники.
Особое место занимает показатель состояния технологической базы оборонно-промышленного комплекса, так как от развития ключевых технологий зависит качество вооружения и военной техники, а также эффективность его использования в критических ситуациях.
В связи с вышесказанным правомочно, на наш взгляд, введение понятия «военно-технологическая безопасность» как подвида и частного показателя военно-экономической безопасности государства, определяющего уровень потенциальных возможностей развития современных передовых технологий в оборонных отраслях промышленности государства, занятых разработкой и поставкой основных видов вооружения и военной техники.
Еще в начале ХХ в. генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов отмечал, что при современных международных взаимоотношениях «вооружения служат наиболее верным средством защиты, как бы страховой премией, уплачиваемой государством в интересах своей внешней безопасности. Поэтому только с увеличением степени этой безопасности станет действительно возможным сокращение вооружений, которые в этом случае явятся излишними. Пока же неуверенность в собственной безопасности и невозможность разрешения наиболее существенных вопросов мирным путем требуют со стороны современных государств самых интенсивных забот по усовершенствованию их военной системы и по обеспечению принадлежащих им вооруженных сил наиболее современными техническими средствами».

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53


Группа: Монографии
Категория: Научные труды