К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




После окончания Великой Отечественной войны в учебниках для высших военно-учебных заведений, в военных энциклопедиях появился термин «военная доктрина», который рассматривался как научно обоснованная система взглядов, выраженных в Программе КПСС и решениях Правительства СССР, на подготовку страны и ее Вооруженных Сил к войне. В Военном энциклопедическом словаре 1983 г. указывалось, что под военной доктриной понимается принятая в государстве на данное (определенное) время система взглядов на сущность, цели, характер будущей войны, на подготовку к ней страны и Вооруженных Сил.
Таким образом, военная доктрина ориентировалась не на подготовку страны и ее Вооруженных Сил к защите государства и его интересов, не на предотвращение войны, а на подготовку к войне. Естественно, что это накладывало отпечаток на теорию и практику военного строительства, а главное
· на политику в области экономики, связанную с гонкой вооружений.
В настоящее время Военная доктрина структурно оформлена в ряд самостоятельных разделов: военно-политические основы; военно-стратегические основы; военно-экономические основы. Вместе с тем Военная доктрина Российской Федерации представляет собой в большей степени политический, чем правовой документ. Она не дала определения военным методам достижения целей военной безопасности, тем не менее, определила основные формы применения войск: операции (стратегические, совместные, контртеррористические) и боевые действия.
На Военную доктрину возлагается регулятивная функция: опираясь на принципы и нормы международного права и национального законодательства, она должна регулировать отношения в сфере военной безопасности между различными институтами государства. Однако в доктрине четко не определены структурные взаимодействия между различными институтами государства: как действовать по предупреждению и устранению тех или иных военных угроз. Только в одном случае определяется так называемый «ядерный порог», когда государство может применить ядерное оружие.
На основании изложенного можно сделать вывод, что Военная доктрина Российской Федерации нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, основное внимание должно быть сосредоточено на решении следующих вопросов: 1) какие объекты, при каких условиях и какими средствами защищать; 2) когда и как применять для защиты военную организацию государства и как ее готовить (при этом должно быть дано четкое определение военной организации государства и входящих в нее структур); 3) чем защищать интересы государства и обеспечивать функционирование военной организации в материальном отношении; 4) сам термин «военная доктрина» должен пониматься не как система руководящих теоретических или политических принципов, а как совокупность научно обоснованных взглядов и практических мер по предотвращению возможности возникновения войны, вооруженного конфликта и военной агрессии против России и ее союзников.
Безусловно, на характер и степень военно-политической безопасности Российской Федерации влияет военно-политическая обстановка, которая определяется следующими основными факторами: снижением опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной; формированием и укреплением региональных центров силы; усилением национального, этнического и религиозного экстремизма; активизацией сепаратизма; распространением локальных войн и вооруженных конфликтов; усилением региональной гонки вооружений; распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки; обострением информационного противоборства.

27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47


Группа: Монографии
Категория: Научные труды