К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Таким образом, можно говорить о том, что оборонная безопасность характеризуется как составная часть военной безопасности государства, отражающая ее внутренний аспект, связанный с реализацией политических, экономических, мобилизационных, правовых, социальных и военных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защитой государства, целостности и неприкосновенности его территории.
Если сравнивать понятие «военная безопасность государства» с привычным для нас понятием «обороноспособность государства», то первое значительно шире. Понятие обороноспособности детально и глубоко исследовано В.П. Шупленковым. Под обороноспособностью он, в частности, понимает военное могущество, которое определяется как совокупность всех материальных и духовных сил государства и его способность мобилизовать эти силы для вооруженной защиты от агрессии, как совокупность военного, экономического, научно-технического и морально-политического потенциалов.
Военный энциклопедический словарь характеризует обороноспособность как степень подготовленности государства к защите от агрессии, характеризующейся совокупностью военного, экономического, научного, социального и морально-политического потенциалов.
По нашему мнению, под обороноспособностью можно понимать способность государства отразить внешнюю военную агрессию всей совокупностью находящихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов, а военная безопасность включает в себя, помимо указанной функции, дополнительные важные функции
· предотвращение внешней агрессии, а также военную защиту конституционного строя.
Как правильно отмечает А.В. Возжеников, под военной безопасностью понимается такое состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при котором вероятность войны сводится до минимума, поскольку ни одна из сторон не имеет побудительных мотивов к развязыванию боевых действий против другой стороны и не ставится в условия, требующие значительного развития программ вооружений в целях предотвращения невыгодного для себя положения. Указанное определение в целом учитывает один из аспектов военной безопасности
· обороноспособность, отражающую способность государства противодействовать воздействию военной силы из-за рубежа или сдерживать его. В этом определении подчеркивается, что обороноспособность выступает отдельным элементом военной безопасности. По сути, обороноспособность выступает качественной характеристикой как оборонной, так и военной безопасности. Чем выше обороноспособность государства, тем надежнее обеспечение его военной безопасности.
Понятие обороноспособности частично согласуется с понятием индивидуальной самообороны государства. При объявлении войны реализуется право государства на индивидуальную самооборону, предусмотренную в ст. 51 Устава ООН. Согласно данной норме государство имеет право на индивидуальную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности ООН.

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


Группа: Монографии
Категория: Научные труды