К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Социальные меры, связанные с организацией обороны, включают в себя предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий и компенсаций, обеспечение других мер социальной защиты указанных лиц.
В других странах понятие обороны имеет некоторую особенность. Так, законодательным актом, регламентирующим основные вопросы военной безопасности Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь «Об обороне», новая редакция которого принята 17 июля 2002 г. Под обороной Республики Беларусь понимается система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства. В соответствии со ст. 2 указанного Закона оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Таким образом, в Республике Беларусь оборона является главным обеспечивающим звеном военной безопасности. Такой подход к отождествлению военной безопасности и обороны вполне логичен, поскольку Республика Беларусь не включает в понятие военной безопасности геополитические факторы военного противоборства и не претендует на роль мировой либо региональной державы.
В государствах Западной Европы существует несколько иной подход к понятию обороны. Так, на современном этапе оборона Франции должна охватывать все виды деятельности и быть постоянной составляющей жизни нации. Преамбула Конституции Французской Республики 1946 г. в этих вопросах отсылает к Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1789 г., в которой записано, что обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
В ст. 1 Постановления от 7 января 1959 г., регламентирующего общую организацию обороны Франции, указывается: «Целью национальной обороны является обеспечение
· в любое время, при любых обстоятельствах и в любых формах агрессии
· безопасности и территориальной целостности страны и жизни ее населения. Национальная оборона должна гарантировать также выполнение союзнических обязательств и соблюдение международных договоров и соглашений. Оборона включает в себя целый ряд очень важных невоенных аспектов: национальное единство; гражданскую оборону; экономическую оборону».
В приведенной формулировке оборона рассматривается преимущественно как внутренняя составляющая военной безопасности государства, однако учитывает и внешнеполитический аспект.
На дифференциацию вышеназванных понятий указывает А.В. Возжеников, который под военной безопасностью понимает ее внешний аспект, а внутренний аспект военной безопасности (сфера деятельности государства и общества по подготовке к отражению возможных военных угроз) отождествляет с оборонной безопасностью.
Отдельные авторы оборонную безопасность определяют как достаточность военного и экономического потенциалов государства для отражения возможных угроз его независимости и территориальной целостности. В системе показателей оборонной безопасности они выделяют две составляющие, которые дают оценку состояния Вооруженных Сил России и отечественного оборонно-промышленного комплекса.

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34


Группа: Монографии
Категория: Научные труды