К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




3. Государственная граница Российской Федерации после 1991 г. имеет протяженность 60932,8 километра, из которых 14509,3 километра
· границы сухопутные, 38807,5 километра
· морские, а остальные проходят по рекам и озерам. В результате распада СССР, разрушения единого пограничного пространства и системы охраны границ бывшего союзного государства на западных и частично южных пограничных рубежах нашей страны свыше 13,5 тыс. километров ее вновь образовавшихся границ оказались не только не оформленными в международно-правовом отношении, но и не оборудованными инженерными средствами, с полным отсутствием необходимой пограничной инфраструктуры.
Территориально-географический компонент положения России играет важную роль при определении качественных характеристик системы обеспечения военной безопасности России.
Среди особенностей территориально-географического положения Российской Федерации наиболее существенное значение для обеспечения военной безопасности имеют следующие: азиатско-европейское географическое положение России; обширная территория государства; крупный минерально-сырьевой, энергетический и водный потенциалы; многообразные климатические условия; существующие и потенциальные поливыходы в околоземное пространство и космос; доступ к холодным, среднеширотным и теплым морям, выходы в три океана; этническое многообразие и мультирелигиозность народов, населяющих Россию; крайне неравномерная региональная плотность населения России и слабая развитость транспортной инфраструктуры; исторически сложившаяся в ХХ в. урбанизированность России.
На обстановку в пограничном пространстве России оказывают влияние территориальные претензии к Российской Федерации со стороны сопредельных государств. Потенциальная возможность пограничных конфликтов имеется между Россией, с одной стороны, Японией, Монголией, Норвегией, США, Финляндией, Латвией, Литвой, Эстонией
· с другой.
Таким образом, определение военной безопасности Российской Федерации должно быть дополнено следующими составляющими: а) военно-стратегическим компонентом глобального геополитического противоборства; б) указанием на состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки; в) элементом внутренней и внешней безопасности государства.
Включение в определение военной безопасности Российской Федерации указанных составляющих дает возможность выстраивать систему правового регулирования режимов ее обеспечения с учетом этих составляющих. Так, учет в определении военной безопасности военно-стратегического компонента глобального геополитического противоборства дает возможность государственному и военному руководству страны размещать с учетом интересов России и ее союзников военные базы за пределами территории Российской Федерации, арендовать военные объекты за рубежом, временно размещать там свои воинские контингенты. Учет состояния межгосударственной военно-политической обстановки позволяет использовать различные средства и методы обеспечения военной безопасности, например, режим экономических санкций, поставки вооружения и военной техники, обучение военных специалистов. Учет внутригосударственной обстановки, состояния внутренней безопасности, поддержания правопорядка и обеспечения общественной и личной безопасности граждан позволяет использовать правовые режимы чрезвычайного положения, контртеррористической операции, режим вынужденных переселенцев, эвакуации граждан и др.

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Группа: Монографии
Категория: Научные труды