К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования




Обеспечение военной безопасности можно рассматривать как деятельность, исполнение полномочий, должностных обязанностей. Все эти категории могут непосредственно обозначать собой процессуальные институты, но никак не материальные. Другое дело, что закон не устанавливает процессуального регулирования этих институтов, а лишь предусматривает его существование. С одной стороны, категория деятельности не может иметь смысла, если она не будет пониматься процессуально, с другой, конечно, деятельность
· это субъективно-правовая процессуальная категория.
Следует сказать, что в юридической науке и законодательстве очень часто используется термин «деятельность», который, строго говоря, сам по себе не имеет юридического значения. Этот термин не что иное, как эвфемизм процесса, но процесса, неурегулированного законом, подчиненного в лучшем случае сложившейся практике и административным обычаям. Эта категория, будучи используема для описания, а также некоторых регуляций процесса, выражает определенное состояние правового регулирования административного процесса как деятельно-субъективного или субъективно-усмотрительного института.
Обеспечение военной безопасности можно рассматривать как процесс, но не юридический, а правовой. М.С. Строгович писал, что процесс есть такая процедура, которая развертывается в виде последовательных, регламентированных друг с другом, связанных, облеченных в определенные правовые формы и к определенной правовой цели направленных действий. Поддерживая эту точку зрения, В.М. Горшенев подчеркивает, что вопрос о различии процесса и процедуры связан с тем, какие имеются юридические результаты в итоге. Результатом процесса является, как правило, изменение материально-правовой характеристики, статуса, состояния, положения субъекта права либо отказ в таком изменении заинтересованной стороне.
В связи с вышесказанным обеспечение военной безопасности не является юридическим процессом, так как представляет собой, скорее, процесс, не урегулированный исчерпывающим образом юридическими нормами, допускающий при его проведении присутствие целесообразности, усмотрения в осуществлении процедур, обычно-правовой порядок. Такой процесс логичнее назвать правовым процессом. Так, например, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г.
· 93-ФЗ Российская Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другим международным договорам определяет в каждом случае целесообразность своего участия в деятельности (курсив автора) по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Классификация юридического института военной безопасности зависит от выбора критерия:
а) по сфере распространения
· межотраслевой. Институт военной безопасности непосредственно связан с нормами военного права, затрагивает нормы конституционного, международного, административного права и соприкасается с нормами уголовного, гражданского, трудового, земельного и других отраслей права;

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Группа: Монографии
Категория: Научные труды