А.С. Сливков. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.С. Сливков. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовое исследование)




в недостаточно полной реализации принципа законности в действиях и принимаемых решениях высших органов государственной власти.


Глава 2. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием
Параграф 1. Полномочия органов государственной власти и органов военного управления в области правового регулирования денежного довольствия военнослужащих
Обеспечение военнослужащих денежным довольствием представляет собой комплекс мероприятий, организуемых и проводимых уполномоченными органами государственной власти и органами военного управления в рамках финансового обеспечения Вооруженных Сил в целях своевременного и полного удовлетворения военнослужащих денежным довольствием.
Обеспечение военнослужащих денежным довольствием как составная часть финансового обеспечения войск включает в себя следующие мероприятия:
установление размеров окладов денежного содержания военнослужащих, размеров надбавок и иных дополнительных выплат;
финансовое планирование и финансирование;
истребование, получение, хранение денежных средств;
выплата денежного довольствия военнослужащим;
контроль за использованием денежных средств, учет и отчетность.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием представляет собой законодательно закрепленные правила осуществления названных мероприятий.
Понятие обеспечения военнослужащих денежным довольствием тесно связано с понятием системы денежного довольствия военнослужащих. Так, обеспечение военнослужащих денежным довольствием включает в себя практические мероприятия, выполняемые в рамках установленной законодательством системы денежного довольствия военнослужащих. В связи с этим законодательно закрепленные правила обеспечения военнослужащих денежным довольствием являются неотъемлемой частью этой системы. В то же время при реализации задач по обеспечению военнослужащих денежным довольствием органами государственной власти и органами военного управления в рамках предоставленных законодательством полномочий могут приниматься нормативные правовые акты, устанавливающие (изменяющие) подходы (правила) к установлению размеров денежного довольствия, изменяющие сами размеры денежного довольствия, правила выплаты денежного довольствия военнослужащим и д.р. То есть в результате деятельности органов государственной власти по осуществлению государственного управления соответствующие изменения может претерпеть и сама система денежного довольствия военнослужащих (полностью или в части). Таким образом, порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием должен признаваться системообразующим элементом системы денежного довольствия.
Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В данном случае понятие обеспечение военнослужащих денежным довольствием использовано в узком смысле. По смыслу цитируемой статьи и в контексте с другими правовыми нормами в ней изложенными, пунктом 3 ст. 12 регулируются вопросы, связанные с порядком доведения до военнослужащих установленных норм денежного довольствия, то есть порядок выплаты денежного довольствия. Исходя из содержания полномочий Министра обороны, следует, что он может определять порядок осуществления организационных мероприятий лишь органами военного управления. Определять порядок деятельности иных органов государственной власти и должностных лиц Министр обороны не уполномочен. В то же время в процессе обеспечения военнослужащих денежным довольствием участие принимают не только органы военного управления. Так в 1997 - 1998 годах возникла ситуация, когда военнослужащие по несколько месяцев не обеспечивались положенными нормами денежного довольствия. При этом причиной возникновения названной ситуации послужили не действия органов военного управления, а неэффективность деятельности всего аппарата государственного управления. Соответственно понятие обеспечения военнослужащих денежным довольствием должно включать в себя не только соответствующие мероприятия, выполняемые органами военного управления, но и деятельность всех иных органов государственной власти, осуществляемая в целях выплаты военнослужащим вознаграждения за выполнение ими обязанностей военной службы.

79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99


Группа: Монографии
Категория: Научные труды