С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




Еще более актуален на практике вопрос о порядке применения мер процессуального принуждения, в частности, о санкционировании заключения под стражу, продления срока содержания под стражей, производства обыска или выемки в жилище, наложении ареста на корреспонденцию, временном отстранении обвиняемого от должности, контроле и записи телефонных и иных переговоров и других ограничений конституционной неприкосновенности частной жизни в свете требований ст.165 УПК РФ. Как показал опыт работы военных прокуратур в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994-96гг.) и проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (1999-2004гг.), следователи военных прокуратур не испытывали острой потребности в отмене такой гарантии обоснованности обысков, арестов, как санкционирование их военным прокурором. Более того, для военной прокуратуры такой проблемы вообще не существовало, поскольку удалось даже в этих крайне сложных условиях правильно организовать расследование преступлений и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. За все время функционирования военной прокуратуры в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике и проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе не было ни одного случая отказа в даче санкции на применение мер процессуального принуждения и, с другой стороны, не было фактов необоснованного применения таких мер.
Законодательство многих стран устанавливает исключения, предусматривающие на чрезвычайные случаи несудебный (административный) порядок решения вопросов о задержании, аресте, обысках, изъятии имущества и т.п. Однако, хотя судебный порядок получения санкций реально и является более трудоемким, вместе с тем он представляет дополнительные гарантии обоснованности принимаемых органами расследования действий в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (как правило, представляющих повышенную общественную опасность). Опыт работы военной прокуратуры в период проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе наглядно продемонстрировал, что при надлежащей организации система получения санкций в судебном порядке функционирует без сбоев, тем более, что в исключительных случаях когда производство следственных действий не терпит отлагательства они могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения (ст.165 УПК РФ).
Об участии защитника и понятых. Опыт расследования преступлений в период вооруженного конфликта и проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе показал, что требует правовой регламентации и вопрос об обеспечении участия защитника в расследовании преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта. В юридической литературе по этому вопросу высказан ряд суждений, направленных на ограничение участия защитника при расследовании преступлений в районах вооруженного конфликта.
Так, Г.Т.Чуглазов, мотивируя сложностью приглашения защитников в условиях чрезвычайного положения, предлагает допускать защитника в дело с момента ознакомления обвиняемого с материалами дела (если обвиняемый совершеннолетний и без физических недостатков). В целом аналогично мнение В.А.Михайлова. В свою очередь Б.Я.Петелин предлагал допускать защитника на более ранней стадии
· с момента предъявления лицу обвинения.

63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83


Группа: Монографии
Категория: Научные труды