С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




О подследственности уголовных дел. В юридической литературе В.А.Михайловым высказано предложение о расширении в условиях вооруженных конфликтов подследственности военных прокуратур, за счет сокращения подследственности следователей территориальной прокуратуры и органов внутренних дел. О возможности реализации этого предложения, на наш взгляд, можно говорить лишь применительно к военному времени, так как даже в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике оно было неприемлемым, поскольку не отражало ни действующей в РФ системы правоохранительных органов, ни их численности, ни специализации, ни характера расследуемых преступлений, а самое главное
· не отвечало действующему законодательству РФ.
Так, особенностью разграничения подследственности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994-96гг.) явилось то, что в нем принимали участие не только военнослужащие Министерства Обороны, Внутренних войск и Федеральной пограничной службы, которые являются субъектами преступлений против военной службы и подследственны военной прокуратуре, но и специальные подразделения органов внутренних дел
· СОБР, ОМОН и т.п. Все они выполняли боевые задачи практически в одинаковом полевом камуфлированном обмундировании и имели однотипное личное стрелковое оружие и военную технику. В случае не установления конкретных лиц, причастных к совершению преступления, возникали трудности в определении подследственности
· военной прокуратуре или территориальным органам. Кроме того, и представители незаконных вооруженных формирований также использовали камуфлированное обмундирование и аналогичное оружие. С учетом данной специфики, по инициативе Главной военной прокуратуры, Генеральным прокурором РФ было принято решение о передаче в военную прокуратуру уголовных дел лишь после установления факта принадлежности виновных к конкретной воинской части Вооруженных сил, Федеральной пограничной службе или Внутренних войск МВД РФ. Этим же решением территориальным органам прокуратуры была вменена обязанность незамедлительно принимать к производству поступающие от военных прокуроров или командиров воинских частей уголовные дела, возбужденные в связи с нападениями и другими противоправными действиями в отношении военнослужащих, а также сопряженные с посягательствами на военное имущество, технику, оружие и боеприпасы. С целью более оперативного и полного расследований, совершаемых лицами в камуфлированном обмундировании, этим же решением была образована постоянно действующая следственная группа из следователей Кавказской межрегиональной прокуратуры и следователей военных прокуратур, так как органы военной прокуратуры до сих пор лишены поднадзорного оперативно-розыскного аппарата, а все законопроекты о военной милиции (военной полиции) уже более восьми лет проходят различные этапы согласований в различных государственных органах, правоохранительных и силовых ведомствах. С учетом специфики условий вооруженного конфликта в Чеченской Республике, такое решение представляется хотя и запоздавшим, но, безусловно, правильным, и оно положительно сказалось на организации и результатах следственной работы в районах вооруженного конфликта.

56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76


Группа: Монографии
Категория: Научные труды