С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




В советской юридической практике режим районов военных действий был впервые официально выделен в 1941г. в «Положении о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий». Законодатель, декларировав данный режим, фактически уравнял его с режимом военного положения, употребив при этом данные правовые категории в синонимическом значении, хотя они далеко не адекватны друг другу. В теории военного искусства под районом военных действий понимается территория, водное или воздушное пространство в пределах от линии боевого соприкосновения с противником до расположения тыловых подразделений фронта включительно, занимаемая Действующей армией во время проведения военных операций. В таких районах происходят существенные социально-экономические изменения: эвакуируется значительная часть населения, демонтируются объекты и инфраструктура промышленности, энергетики, транспорта и связи. В отличие от местностей, объявленных на военном положении, зачастую прекращают свою деятельность органы местного самоуправления. В таких случаях их властные полномочия переходят к военным советам объединений и командованию соединений. Данная территория, ввиду особых условий, передается под исключительную юрисдикцию органов военной юстиции. Территориальные правоохранительные органы прекращают свою деятельность либо военизируются. Функции органов дознания могут полностью переходить к командованию частей, а также к руководителям подразделений армейской контрразведки, с расширением их процессуальных полномочий и получением права проводить расследования преступлений в полном объеме. Особые условия влекут существенное упрощение уголовно-процессуальных и административных процедур.
Представляется, что в условиях войны необходимо осуществление нескольких взаимосвязанных правовых режимов. В законодательных актах, с нашей точки зрения, целесообразно выделить самостоятельные режимы военного положения и районов военных действий. Условно можно ввести понятие «общего» режима военного времени, который осуществляется на той части территории государства, которая не объявлена на военном положении. При формировании концепции правового регулирования в военное время следует иметь в виду, что главными тенденциями при переходе от «общего» режима к последующим, более приближенным к театру военных действий, являются постепенное упрощение процессуальных процедур и последовательное перераспределение властных полномочий, их поэтапный переход к военному командованию. Одновременно должны вводиться дополнительные блоки процессуальных гарантий, обеспечивающих соблюдение в особых условиях прав мирного населения и военнослужащих.
Следовательно, законодательный акт, регламентирующий специфику уголовного судопроизводства военного времени, должен содержать особенности правового регулирования дознания, предварительного следствия и судебной стадии разрешения уголовных дел применительно к каждому из вышеназванных правовых режимов.

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды