С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




Изучение опыта правового регулирования в период гражданской войны позволяет констатировать, что институт военного положения использовался не только в целях военной защиты РСФСР, но и был самым теснейшим образом связан с практическим осуществлением функции военного подавления сопротивления свергнутых классов внутри страны. Особенностью законодательства этого периода было то, что военное положение вводилось различными органами государственной власти РСФСР (ВЦИК, СНК) и не только в отдельных местностях страны, но и распространялось на железнодорожный и водный транспорт, являясь новеллой законодательства того времени.
В период Великой Отечественной войны применялось два вида самостоятельных особых правовых режимов, которые были обусловлены характером и особенностями военных действий и увязаны с динамикой передислокаций принимающих в них участие войсковых группировок. Это режимы военного положения и района военных действий. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там где нет военных советов - высшему командованию войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право: устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей; производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных, кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально-опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. Режим чрезвычайного положения не содержит подобных норм. Специфична и ответственность за правонарушения в условиях военного положения. За неподчинение приказам и распоряжениям военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Если в условиях чрезвычайного положения, по решению Верховного Суда РФ, может быть изменена только территориальная подсудность уголовных и гражданских дел, то в период военного положения военным властям, кроме того, предоставлялось право передавать на рассмотрение военных судов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступления, предусмотренных уголовным законодательством, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения. Более того, приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.

50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70


Группа: Монографии
Категория: Научные труды