С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




В этой связи обращает на себя внимание особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В.Витрука, высказанное им 31 июля 1995г. на заседании Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 30 ноября 1994г.
·2137 и от 8 декабря 1994г.
·2166 в части, касающейся использования Вооруженных Сил РФ при разрешении вооруженного конфликта немеждународного характера. Н.В.Витрук считая, что использование Вооруженных Сил РФ допускается лишь в рамках, санкционированного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, военного или чрезвычайного положения, но в связи с невозможностью введения на территории Чечни режима чрезвычайного положения, предлагает законодателю оформить специальный (особый) правовой режим для подобных экстраординарных ситуаций, т.н. «режим восстановления основ конституционного строя, конституционной законности и правопорядка на территории субъекта РФ». При этом Витрук Н.В. выделяет следующие особенности такого режима:
крупномасштабное использование Вооруженных Сил, Внутренних войск, специальных подразделений ФСБ для разрешения конфликта между федеральными властями и властями Чеченской республики, приведшем к вооруженному конфликту немеждународного характера;
существенное ограничение основных прав и свобод человека.
Представляется, что современные реалии и задача урегулирования вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики действительно настоятельно требуют разработки нового правового режима
· «особого положения», занимающего промежуточное место между режимами чрезвычайного положения и военного положения. При этом правовой режим «особого положения» должен обладать определенной спецификой и допускать более существенное ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возлагать на них дополнительные обязанности по сравнению с правовым режимом чрезвычайного положения, но в то же время быть более мягким по сравнению с правовым режимом военного положения. Представляется, что за основу правового режима «особого положения» можно взять правовой режим чрезвычайного положения с учетом содержания правового режима в зоне проведения контртеррористической операции, определенного в ст.13 Федерального закона «О борьбе с терроризмом», дополнить его, увеличив срок действия до 6 месяцев в отдельных местностях РФ, и ограничив его временными рамками ведения широкомасштабных боевых действий в районе вооруженного конфликта, исходя из того, что широкомасштабные боевые действия в ходе первого вооруженного конфликта в Чеченской Республике велись около 6 месяцев (11 декабря 1994г. - 14 июня 1995г.), в ходе второго
· с перерывами более 6 месяцев (октябрь 1999г.
· 1 июня 2000г.).
Что же касается анализа правового режима военного положения, то впервые он был дан в трудах Д.М.Гольденова и Н.Громова, изданных в начале прошлого века. Разработка института военного положения была продолжена в 40-х
· 50-х гг. в научных работах Д.Н.Артамонова, С.М.Берцинского, В.А.Власова. Однако эти исследования касались в основном оснований введения и содержания военного положения в СССР, и проводились на основе исследования советского законодательства периода гражданской и Великой Отечественной войн. В современный период в работах А.Н.Домрина, Д.А.Ковачева, В.И.Лафитского, М.А.Крутоголова, И.А.Ледях, И.Г.Тимошенко, А.Н.Пилипенко анализировался и зарубежный опыт регулирования института военного положения.

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69


Группа: Монографии
Категория: Научные труды