С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




Ко второй категории относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Вторая категория чрезвычайных обстоятельств характеризуется тем, что государство оказывает пострадавшим гражданам быструю и эффективную помощь, организует аварийно-спасательные работы, обеспечивает порядок и дисциплину, прибегая с этой целью к минимальным ограничениям и санкциям, т.е. вводит состояние национального или регионального бедствия.
Однако нам представляется, что существует политико-правовая нецелесообразность распространения института чрезвычайного положения на чрезвычайные ситуации, обусловленные природно-техногенными катастрофами. Необходима разработка либо двух различных законов, позволяющих адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации социально-политического характера и на природно-техногенные катастрофы, исходя из их различного содержания и причин возникновения, либо, в крайнем случае, по мнению А.В.Грязнова, используя опыт зарубежных стран выделить в федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» отдельную главу.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, ФСБ, Внутренних войск МВД. В исключительных случаях, с целью разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники, а также участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований могут привлекаться и Вооруженные Силы РФ. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, который осуществляет руководство комендатурой указанной территории. В свою очередь, для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления, либо федерального органа управления данной территорией.
Изучение содержания режима чрезвычайного положения показывает, что его сущность составляет реализация специальных мер и временных ограничений, применяемых в период его действия, которые могут быть дифференцированы на следующие группы:

46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66


Группа: Монографии
Категория: Научные труды