С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает две чрезвычайные меры: чрезвычайное положение и военное положение.
При этом наиболее распространенным среди чрезвычайных мер является чрезвычайное положение. Оно определяется как особое правовое положение в стране, вводимое на определенный период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания правопорядка. С чрезвычайным положением обычно связано учреждение специальных органов, наделенных особыми полномочиями, введение чрезвычайных мер охраны, расширение компетенции органов административной власти, вплоть до права отменять законодательные акты.
Впервые обстоятельный анализ отечественного и зарубежного материала о правовом режиме чрезвычайного положения дал В.М.Гессен в начале прошлого века. Исследования же советского времени касались лишь анализа практики использования чрезвычайного законодательства в буржуазных государствах для усиления реакционных режимов. И только в конце прошлого века пришло понимание того, что чрезвычайное положение и другие чрезвычайные меры, являясь крайней правовой формой обеспечения безопасности граждан и нормализации обстановки в обществе, необходимы правовому государству для защиты своих граждан, и были предприняты первые попытки теоретического анализа правового режима чрезвычайного положения в современных условиях. Анализ отечественного и зарубежного материала о правовом режиме чрезвычайного положения в известной степени затронут и в современной отечественной науке.
Так, согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение определяется как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, на определенный период в силу исключительных обстоятельств, и допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Чрезвычайное положение, как одно из крайних институционных средств разрешения социальных конфликтов, вводится в РФ лишь при наличии обстоятельств, достигших стадии эскалации, которые могут быть разделены на следующие две категории:
политического содержания (угрожающего в первую очередь конституционному строю государства, а затем уже безопасности граждан);
техногенно-экологического происхождения (угрожающие первоначально и в большей степени безопасности населения, но факультативным объектом которых является и государственная безопасность).
При этом к первой категории относятся попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти; вооруженные мятежи; массовые беспорядки; террористические акты; блокирования или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Первая категория чрезвычайных обстоятельств требует принятия жестких мер по наведению общественного порядка, применению строгих санкций, серьезных и разумно широких ограничений социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, т.е. введения чрезвычайного положения.

45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65


Группа: Монографии
Категория: Научные труды