С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


С.В. Маликов. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта




В целом принятые меры по правовому обеспечению боевых действий ОКСВ и расследованию преступлений, совершенных советскими военнослужащими на территории ДРА оказались довольно результативными и дали ожидаемый положительный эффект.
В настоящее время Россия испытывает на себе воздействие вооруженных конфликтов, происходящих не только в непосредственной близости от нее, но и на территории самой Российской Федерации. Правовая основа для привлечения Президентом РФ отдельных формирований Вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению заложена в статьях 71 (пункт «м»), 78 (часть 4), 80 (часть 2), 82, 87 (часть 1), 90 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства. Законодательное регулирование допускает использование Вооруженных Сил РФ для защиты государства не только от внешних угроз, но и для защиты от внутренних угроз, направленных против личности, общества и государства, включая его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность (ст.1 Закона РФ «О безопасности»), более того, в статье 4 (пункт 2) Федерального закона «Об обороне» определены полномочия Президента РФ в области обороны, согласно которых он принимает в соответствии c федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. В частности, Военная доктрина РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000г.
·706, предусматривает возможность использования Вооруженных Сил для разрешения конфликтов внутренней жизни российского общества и государства (внутренних военных угроз). И, наконец, постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995г. по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994г.
· 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 8 декабря 1994г.
·2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 8 декабря 1994г.
·1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993г.
·1833 «Об основных положениях Военной доктрины Российской Федерации», в котором подтверждено их соответствие Конституции РФ, в части, касающейся использования Вооруженных Сил РФ при разрешении вооруженных конфликтов немеждународного характера.
В декабре 1994г. перед органами государственной власти РФ встал вопрос о целесообразности объявления территории Чеченской Республики зоной (районом) вооруженного конфликта на период проведения в ней мероприятий по защите территориальной целостности и безопасности РФ, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований. Суть проблемы сводилась к тому, что в случае признания Чеченской Республики зоной (районом) вооруженного конфликта на Российскую Федерацию была бы возложена обязанность по применению норм международного гуманитарного права (права войны), а незаконные вооруженные формирования приобретали бы статус антиправительственных вооруженных сил, находящихся под ответственным командованием и осуществляющих определенный контроль над частью территории РФ. Безусловно, для Российской Федерации было бы проще отнести чеченскую проблему в тот период к случаям нарушения внутреннего порядка или к обстановке внутренней напряженности. В соответствии с п.2 ст.1 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям о защите жертв войны (1949г.) в этих случаях Протокол не применяется, т.к. они не являются вооруженными конфликтами. Поэтому вначале и употреблялась довольно туманная формулировка «восстановление конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», хотя при этом велись широкомасштабные боевые действия с применением авиации и тяжелого вооружения. И лишь спустя год, после начала боевых действий в Чеченской Республике, в декабре 1995г. эта проблема была разрешена и на законодательном уровне, когда впервые была определена зона (район) вооруженного конфликта в Чеченской Республике.Являясь членом мирового сообщества, Российская Федерация признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Поэтому, после официального объявления территории Чеченской Республики зоной вооруженного конфликта Российская Федерация взяла на себя обязанность строго следовать нормам международного гуманитарного права при урегулировании возникшей кризисной ситуации.

37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57


Группа: Монографии
Категория: Научные труды