Н.А. Куркова. Некоторые аспекты правового регулирования регистрации и учета преступлений — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Технико-криминалистическое обеспечение органов Федеральной пограничной службы России. Проблемы и перспективы развития


Н.А. Куркова. Некоторые аспекты правового регулирования регистрации и учета преступлений




Некоторые аспекты правового регулирования регистрации и учета преступлений
Преподаватель кафедры специальных юридических дисциплин Калининградского ВИ ФПС России Куркова Н.А.

В связи с подготовкой Федерального Закона РФ «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений» своевременным для обсуждения является вопрос о совершенствовании указанной процедуры. Более того, по мнению профессора Скоромникова К.С., существующая система учета преступлений и раскрытия их нуждается в кардинальной реформе. Трудно не согласиться с данным утверждением. Достаточно привести несколько примеров. Так, по данным ученых-криминологов, в России ежегодно совершается около 10-12 миллионов преступлений, а регистрируется лишь 2,5 миллиона. Эти цифры свидетельствуют о порочной практике сокрытия преступлений от регистрации, направленной на самовыживание различных ведомств. Удивительно, что до сих пор действует формула раскрываемости преступлений, где числитель - это количество раскрытых преступлений, а знаменатель - число преступлений зарегистрированных, а не совершенных. «Зарегистрированная преступность - лишь вздымающаяся над поверхностью воды вершина айсберга. Подводную его часть составляет так называемая латентная, невидимая преступность». Требование о повышении раскрываемости достигается различными способами уклонения от возбуждения уголовных дел и регистрации преступлений. Следовательно, применение данной формулы приводит к нарушению конституционных прав человека и гражданина.
Кроме того, в мае 1998 года МВД России объявило, что в 1997 году преступность снизилась на 8,7%. Однако этот год является классическим, т.е. самым благодатным для роста преступности, а именно: в этом году закрылось большое количество предприятий, что вызвало резкий рост безработицы; месяцами не выплачивались пенсии и заработная плата; происходили массовые забастовки; пропасть между бедными и богатыми стала социально опасной; увеличилось число заказных убийств. Продолжается бесконтрольный процесс раздела страны между организованными преступными группами и т.д., а МВД рапортовало о своих бумажных успехах, не имеющих ничего общего с реальным положением дел.
Такая система регистрации и учета преступлений досталась нам отчасти от командно-административной системы. Особенно хорошо метод статистической показухи был отработан в свое время в Вооруженных Силах, что привело к массовому укрывательству «дедовщины». А начальники, прошедшие армейскую школу цифромании, перекочевали в правоохранительные органы. Таким образом подрывались нравственные основы работы нескольких поколений сотрудников силовых структур, что до сих пор препятствует реформированию системы регистрации и учета преступлений. Так, в Указе Президента РФ «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений» функция разработки государственной статистики и ведомственной статистики снова поручается органам МВД, прокуратуры, ФСБ, Минюста, ФПС РФ и другим. Полагаю, недопустимо, чтобы сотрудники правоохранительных органов больше были озабочены ведомственными показателями и приукрашиванием действительности, чем раскрытием конкретного преступления и защитой потерпевшего, т.е. выполнением своих прямых обязанностей. Хотя в этом же указе говорится о разграничении государственной статистической отчетности о преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации. Следовательно, учет преступлений и лиц, совершивших преступления, должен осуществляться независимыми органами. Таким органом может стать ГОСКОМСТАТ России, а не Государственный Информационный Центр МВД России и соответствующие центры других правоохранительных органов. На местах должны быть созданы бюро криминальной регистрации, которые будут учитывать совершенные административные правонарушения и преступления, количество лиц, их совершивших, количество потерпевших и сведения о них, а также иную криминальную информацию.

1 2


Группа: Технико-криминалистическое обеспечение органов Федеральной пограничной службы России. Проблемы и перспективы развития
Категория: Научные труды