А.В. Ткачев. Задачи организационно-правового регулирования информационного обмена между компьютерными системами правоохранительных органов — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Технико-криминалистическое обеспечение органов Федеральной пограничной службы России. Проблемы и перспективы развития


А.В. Ткачев. Задачи организационно-правового регулирования информационного обмена между компьютерными системами правоохранительных органов




Задачи организационно-правового регулирования информационного обмена между компьютерными системами правоохранительных органов
Старший преподаватель кафедры криминалистики юридического факультета МГУ Ткачев А.В.

1. В настоящее время все более актуальной становится необходимость тесного информационного взаимодействия между различными правоохранительными органами. В современных условиях такое взаимодействие означает, прежде всего, упрощение и повышение быстроты доступа сотрудников соответствующих ведомств к компьютерным информационным системам и банкам данных других правоохранительных органов. В первую очередь это касается банков данных в области уголовной регистрации.
Поскольку на органы Федеральной пограничной службы возложены задачи как по охране границ, так и по производству дознания по правонарушениям, связанным с нарушениями режима Государственной границы РФ, то, очевидно, что они не могут остаться в стороне от данного процесса.
2. Работы в данном направлении потребуют пристального внимания к правовой базе информационного обмена. При этом надо будет учитывать не только требования процессуального, но и информационного законодательства. В частности, ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «О международном обмене информацией» и некоторых других.
В нормах информационного законодательства содержатся положения, регулирующие вопросы правового статуса информации, передаваемой и используемой в безбумажной форме, обеспечения защиты данной информации и тех каналов компьютерной и иной связи, по которым она передается, охраны прав граждан при использовании новых информационных технологий, определены полномочия собственников и пользователей информации и ее пользователей. Зачастую подходы, реализованные законодателем в этих нормах, не совпадают с требованиями процессуального законодательства. Недооценка информационного законодательства может привести к конфликтам внутри системы правоохранительных органов и между гражданами и должностными лицами правоохранительных органов.
Технология изготовления, передачи и использования информации, в том числе документов, с помощью современных информационных технологий приводит к тому, что традиционные процедуры их удостоверения и проверки становятся полностью или частично непригодными. Эти процедуры были рассчитаны на бумажный носитель информации. Неизменность информации гарантировалась неизменностью бумажного носителя и тех реквизитов, которые были непосредственно связаны с этим носителем. Реквизиты же - физическая (личная) подпись человека и печать прямо были связаны с лицами, их проставляющими. Личная подпись вообще служила для непосредственной идентификации человека, который проставил ее на документе. Разумеется, кроме случаев подделки подписи, когда в ней не сохранялись идентификационные признаки.
В компьютерных (машинных) документах это не так. Особенностями данных документов является независимость информации, которая в них содержится от формы ее носителя. Следовательно, перенос информации с одного носителя на другой без изменения или с изменением ее содержания возможен без оставления каких-либо следов на первоначальном носителе этой информации. В свою очередь реквизит компьютерного документа - электронно-цифровая подпись (ЭЦП) - непосредственно не позволяет провести идентификацию человека, ее оставившего. Ее проверка позволяет установить только те программные и/или аппаратные средства, с помощью которых была оставлена ЭЦП. Задача установления человека, который заверил документ ЭЦП, выводится из сферы идентификации, осуществляемой преимущественно в ходе экспертизы (как это было с личной подписью) и решается теперь в результате поисково-идентификационной деятельности, осуществляемой в процессе следственной (в том числе и дознавательской) деятельности. В свою очередь это также должно вести к усилению внимания к организационно-правовым аспектам использования информации, получаемой из информационных систем.

1 2


Группа: Технико-криминалистическое обеспечение органов Федеральной пограничной службы России. Проблемы и перспективы развития
Категория: Научные труды