А.С. Ямщиков. Конституционные гарантии реализации прав и свобод военнослужащих и членов их семей — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Ямщиков. Конституционные гарантии реализации прав и свобод военнослужащих и членов их семей




Конституционные гарантии реализации прав и свобод военнослужащих и членов их семей
Адъюнкт МПИ ФСБ России ст. лейтенант Ямщиков А.С.

Законодательство о правах граждан состоит из конституционных норм, Декларации прав и свобод человека и гражданина, законов РФ, постановлений Федерального Собрания (Верховного Совета РФ), указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, изданных в развитие или во исполнение законов.
Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ее принятие было обусловлено тем, что, провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей, Россия не могла находиться в стороне от большинства стран, ратифицировавших Всеобщую декларацию прав человека, принятую Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. В данной Декларации лишь провозглашены основные права и свободы граждан Российской Федерации. Не имея законодательной основы, они могли остаться лозунгами и призывами. Именно поэтому все провозглашенные права, свободы и законные интересы граждан нуждаются в гарантиях государства и закрепляются в Основном Законе государства
· Конституции.
Система защиты прав военнослужащих Российской Федерации нуждается в коренном совершенствовании. Это обусловлено особой ролью военнослужащих в поддержании стабильности в обществе, сохранении российской государственности. Значение этой проблемы определяется ее
·выходом» на судьбы миллионов людей. В нашей стране каждая семья так или иначе связана с военной службой - через срочную службу сыновей, мужей, братьев, судьбу ветеранов, через память о минувших и еще не оконченных войнах.
Как известно, нормы законодательства о статусе военнослужащих распространяются на всех военнослужащих, независимо от их принадлежности к родам (видам) войск, тому или иному министерству (ведомству), имеющему в своем составе вооруженное формирование. Поэтому, говоря о конституционных гарантиях реализации своих прав и обязанностей, автор будет иметь в виду как всех военнослужащих вообще, так и военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации в частности.
Вполне закономерно, что понимание необходимости совершенствования отечественной системы защиты прав должно быть подкреплено наличием соответствующей правовой базы, обеспечивающей ее функционирование. Одной из гарантий такого развития законодательства по защите прав военнослужащих могло бы стать конституционное закрепление особого статуса военнослужащих. В Конституции должен быть четко «прописан» комплекс прав и свобод военнослужащих. Действующая Конституция России 1993 года, хотя и закрепляет широкий круг прав граждан страны, однако не упоминает о каких-либо особых гарантиях их соблюдения в отношении военнослужащих. К сожалению, в такой сложной сфере общественной жизни, как военная служба, с присущими ей ограничениями прав и свобод человека, именно военнослужащий в наибольшей степени нуждается в конституционном закреплении гарантий его прав со стороны государства. Нужно сделать так, чтобы изначально статьи Конституции «компенсировали» отчуждение у военнослужащих их конституционных прав: права на свободу передвижения, права на выбор места жительства, некоторых гарантий личной безопасности, возможности заниматься предпринимательством, права на свободу вероисповедания и другие. Важно закрепить в Конституции России нормы, регулирующие порядок комплектования и применения Вооруженных Сил, а также нормы, определяющие ответственность соответствующих должностных лиц за неправомерное использование Вооруженных Сил во внутригосударственных и международных конфликтах. Конституция должна защищать неприкосновенность военнослужащего как особого должностного лица. Речь идет о социально-экономических, политических и личных правах и свободах военнослужащих, которые не могут быть изменены актами меньшей юридической силы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды