В.В. Стальной. Отдельные вопросы правового регулирования социальной рекламы — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


В.В. Стальной. Отдельные вопросы правового регулирования социальной рекламы




«социальная реклама - реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций».
Следовательно, социальная реклама, по смыслу анализируемого нормативного правового акта, это
· реклама в легальном ее понимании, с определенными ограничениями, устанавливаемыми нормами указанного акта, что, по нашему мнению, недостаточно.
Законодатель, определяя основные понятия, используемые в Законе, пошел по следующему пути: определить в первую очередь понятие «реклама» и в дальнейшем продолжить определение понятий «ненадлежащая реклама», «контрреклама», «рекламодатель», «рекламораспространитель», «рекламопроизводитель», «потребители рекламы» на его основе.
Этот подход представляется верным, упрощающим общее понимание Закона, позволяющим соединить в одну логическую цепочку все основные понятия, содержащиеся в Законе.
При этом институт социальной рекламы настолько мощный, преследующий серьезные общественно значимые цели институт, что заслуживает своего определения наряду с определением понятия «реклама».
Эта позиция подтверждается выводом о невозможности причислить социальную рекламу к одной из разновидностей рекламы по следующим критериям:
во-первых, в социальной рекламе могут упоминаться физические лица в том случае, если они не являются индивидуальными предпринимателями, а присутствие в указанной рекламе юридических лиц ограничивается некоммерческими организациями (это по существу логический вывод, поскольку прямого указания в Законе на это нет);
во-вторых, ст. 18 Закона вводится ограничение на упоминание в социальной рекламе конкретных марок (моделей, артикулов) товаров как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц;
в-третьих, одной из основных функций рекламы является стимулирование потребителя рекламы к заключению гражданско-правовых сделок, в том числе купли-продажи, по оказанию услуг и др., поэтому, говоря о рекламе, мы в большинстве случаев подразумеваем ее коммерческий характер. Указанная функция рекламы по смыслу противоречит целям и самому характеру социальной рекламы, что позволяет относить социальную рекламу к т.н. некоммерческой рекламе.
Изложенное диктует необходимость сделать вывод о том, что выражение «социальная реклама» используется в законодательстве о рекламе Российской Федерации скорее по сложившейся традиции, чем в силу объективных причин. Думается, что такая традиция получила развитие благодаря схожим средствам распространения коммерческой рекламы и информации социального характера, которую принято называть «социальная реклама».
Существует мнение, что термин «социальная реклама», являющийся дословным переводом с английского «public advertising», используется только в России. В других странах ему соответствуют понятия «некоммерческая реклама» и «общественная реклама».

1 2 3 4 5 6 7 8


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды