В.В. Стальной. Отдельные вопросы правового регулирования социальной рекламы — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


В.В. Стальной. Отдельные вопросы правового регулирования социальной рекламы




Отдельные вопросы правового регулирования социальной рекламы
Аспирант МПИ ФСБ России Стальной В.В.

В настоящее время в научной литературе, а также в средствах массовой информации пристальное внимание уделяется отдельным аспектам рекламной деятельности, в частности, рекламированию отдельных видов товаров (алкогольная продукция, табак и табачная продукция), а также отдельным средствам рекламирования товаров, работ и услуг (рекламирование при помощи средств наружной рекламы).
Однако не следует забывать о таком, лишь на первый взгляд малозначительном, институте рекламы, как социальная реклама, предметом которой являются не товары, работы и услуги. Указанный институт регулируется в Федеральном законе от 18.07.95
· 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) нормами ст. 18. Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Одним из главных недостатков правового регулирования социальной рекламы в Российской Федерации является то обстоятельство, что наличие в ст. 18 Закона представляемых социальной рекламой интересов, целей и ограничений к содержанию социальной рекламной информации сочетается в ней с отсутствием определения понятия «социальная реклама», хотя в ст. 2 Закона содержится расшифровка понятий «реклама», «ненадлежащая реклама», «контрреклама» и других.
Говоря о самом выражении «социальная реклама», используемом в Законе, хотелось бы отчасти поддержать мнение, высказанное в литературе о его внутреннем противоречии.
По мнению Ю.Я. Вольдмана, ст. 18 Закона противоречит понятию «реклама», которое содержится в ст. 2 и п.п. 1 и 5 ст. 1 Закона, так как не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать их реализации, представляет интересы не определенных лиц, а общественные и государственные интересы, не преследует коммерческие цели. Попытаемся разобраться.
В законе г. Москвы от 21.11.01
· 59 «О налоге на рекламу», принятом в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
· 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральным законом от 18 июля 1995 года
· 108-ФЗ «О рекламе», Налоговым кодексом Российской Федерации, предпринята, по нашему мнению, неудачная попытка определить понятие «социальная реклама».
Так, ст. 2 указанного закона среди понятий, применяющихся в целях закона, содержит как определение понятия «реклама», так и определение понятия «социальная реклама».
В то время, как определение понятия «реклама» абсолютно идентично легальному определению понятия «реклама», содержащемуся в Законе, понятие «социальная реклама» сформулировано следующим образом:

1 2 3 4 5 6 7 8


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды