Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Наличие в международном праве принципа территориальной целостности государств не препятствует всем государствам законодательно урегулировать вопросы обеспечения своей территориальной целостности, в том числе путем принятия органами законодательной власти правовых норм для ее сохранности и защиты.
Принятие закона об обеспечении территориальной целостности государства позволил бы восполнить пробел в законодательстве Российской Федерации.
В силу того, что суверенитет государства распространяется на его территорию и означает независимость государства в международных отношениях и верховенство внутри страны, любое государство вправе определить законодательные меры по обеспечению своей территориальной целостности, в том числе порядок и способы распоряжения (изменения юридической принадлежности) отдельными участками своей территории. Отсутствие четких норм в законодательстве Российской Федерации показывает острую необходимость урегулирования общественных отношений в сфере обеспечения территориальной целостности России.
В Государственной Думе были разработаны проекты законов обеспечивающих территориальную целостность России, но ни один из них не принят.
Проект федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации», разработанный в 1995 г. по инициативе Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики. 20 февраля 1998 г. он был принят Государственной Думой, а 13 марта 1998 г. отклонен Советом Федерации. 1 апреля 1998 г. создана согласительная комиссия, по предложению которой 6 июня 2001 г. закон снят с дальнейшего рассмотрения.
Структурно законопроект состоял из девяти статей. Законопроект использовал понятия «агрессия», «территориальная целостность РФ», «вооруженный конфликт немеждународного характера», «угроза вооруженного конфликта немеждународного характера». Проект содержал правовые нормы, устанавливающие обмен между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами, земельными и водными участками (п. 2 ст. 2), принятие иностранного государства или включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации (ст. 6), обеспечение территориальной целостности без использования и с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера (ст. 4).
Наряду с необходимостью принятия данного закона следует отметить, что «территориальная целостность Российской Федерации» обязывает иностранные государства воздерживаться от любых, несовместимых с целями и принципами Устава ООН действий против политической независимости или единства Российской Федерации, в том числе от любых действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Вместе с тем федеральный закон - это национальный законодательный акт, который применяется на территории Российской Федерации (в отдельных случаях его действие распространяется на другие пространства) и регулирует отношения только между субъектами национального права. Государства, как известно, не являются субъектами национального права другого государства. Государства - субъекты совершенно другой правовой системы - международной. Нормы национального права не могут и не должны возлагать обязательства на другие государства. Иначе это приведет к нарушению принципа суверенного равенства государств. В этом плане следует согласиться с Л.П. Ануфриевой и И.И. Лукашук в том, что определение методов реализации международных обязательств на национальном уровне относится к компетенции государства, так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного суверенитета. Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права, пишет Л.П. Ануфриева, «в науке международного права различают: трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды