Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 65) закрепляет возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Данная процедура установлена Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года
· 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Указанный федеральный конституционный закон предусматривает увеличение государственной территории России в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части, а также преобразование территории России в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.
Данные процедуры изменения государственной территории России не влекут нарушение ее территориальной целостности, поскольку ни одна из них не предусматривает выход из состава России какой-либо части территории.
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта (иностранное государство или его часть) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным договором Российской Федерации. При принятии в Российскую Федерацию нового субъекта (иностранное государство или его часть) принимается отдельный федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта (ст. 2 ФКЗ от 17.12.2001 г.).
При принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы и принципы федеративного устройства Российской Федерации, а также права и свободы человека и гражданина. Принятие нового субъекта в Российскую Федерацию осуществляется на добровольной основе, и инициатором приятия является иностранное государство (ст. 3, 6 ФКЗ от 17.12.2001 г.).
В случае принятия в Российскую Федерацию нового субъекта (иностранное государство или его часть) ему может быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором. В этом случае соблюдаются принципы федеративного устройства Российской Федерации (ст. 4 ФКЗ от 17.12.2001 г.).
На наш взгляд, международный договор между Российской Федерацией и иностранным государством о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта (всей территории иностранного государства, либо его части) в обязательном порядке должен содержать положение о предоставлении определенного статуса новому субъекту в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года
· 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает лишь порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта (иностранного государства или его части) и образование нового субъекта в результате изменения состава субъектов Российской Федерации, не связанного с присоединением иностранного государства или его части.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды