Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Недостатком Конституции Российской Федерации 1993 года, на наш взгляд, является название республик в составе России государствами (п. 2 ст. 5). Известно, что государства, объединившиеся в федерацию, фактически утрачивают свой государственный статус. На наш взгляд, к республикам в составе Российской Федерации неприменим термин «государство». Для соблюдения принципа фактического равноправия ко всем ее субъектам следует, очевидно, применять единый термин, например, «земля», (по примеру в ФРГ или Австрии) или «провинция» (по примеру Канады), на что справедливо указывалось в работах ведущих российских юристов - государствоведов.
Необходимо отметить, также сепаратистские тенденции в руководстве некоторых республик в составе Российской Федерации, стремящихся объявить свои республики независимыми государствами, обладающими правом на выход из Федерации (например, Татарстан, Башкортостан). На несоответствие подобных положений Конституции Российской Федерации неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях:
от 27 июня 2000 года
· 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан»;
от 19 апреля 2001 года
· 65-О «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан»;
от 6 декабря 2001 года
· 250-0 «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации».
Таким образом, сепаратистские тенденции некоторых республик в составе России, проявляющиеся в игнорировании федеральной конституции 1993 года и других федеральных законов, провозглашении своего суверенитета и независимости, может привести к распаду единого Российского государства, если своевременно не будут приняты законодательные, организационные и другие меры, направленные устранение несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральной конституции.
Другим немаловажным моментом в обеспечении территориальной целостности государства является то, что Конституция Российской Федерация и законодательство Российской Федерации не содержат правовые нормы, регулирующие возможные акты изменения государственной территории. В практике СССР имели место передача и обмен частями территории с Финляндией, Ираном, Польшей, а также передача части территории Российской Федерации Китаю на Дальнем Востоке. Можно говорить об усилении внешнеполитического давления на Российскую Федерацию со стороны отдельных иностранных государств в вопросе передачи (возвращении) им части территории Российской Федерации, закрепленной конституционно (например, Япония).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды