Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Анализируя законодательство России, необходимо обратить внимание на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., в которой указывается, что территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
Конституция Российской Федерации (ст. 4) устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, и Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В п. 3 ст. 5 Конституции РФ указывается, что ее федеративное устройство основано на государственной целостности.
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г.
· 2446-I «О безопасности» (с изм. от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.) к основным объектам безопасности относит суверенитет и территориальную целостность России (ст. 1).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.
· 24, в качестве элемента национальной безопасности включает обеспечение территориальной целостности России.
Согласно данной концепции, национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и в других сферах. Указанные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Так, в соответствии с указанной концепцией, суверенитет и территориальная целостность России представляют национальный интерес в различных сферах, которые должны обеспечиваться институтами государственной власти. В концепции прямо указывается, что одним из направлений защиты конституционного строя является разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности.
Концепция внешней политики Российской Федерации высшим приоритетом внешнеполитического курса России объявляет защиту интересов личности, общества и государства. Одной из указанных целей этого процесса является сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Представляется целесообразным принятие федерального закона, который бы урегулировал все вопросы территориальной целостности Российской Федерации, такая необходимость обусловлена историческими предпосылками и наличием целого комплекса внутригосударственных и внешнеполитических факторов. Историческими предпосылками принятия указанного закона являются последствия распада СССР, в результате которого некоторые административные границы (между союзными республиками) стали государственными.
События, происходящие в течение нескольких последних лет, показывают, что угроза потери суверенитета Российской Федерации над частью ее территории становится реальностью.
Одну из угроз территориальной целостности России представляет законотворческий процесс отдельных республик в составе Российской Федерации. Они пытаются закрепить положения о своем суверенитете, о способности быть субъектами международного права (например, республики Татарстан и Башкортостан). В настоящее время Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации принимаются меры по унификации законодательства субъектов Российской Федерации.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды