Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Понятия «территориальная целостность» и «территориальная неприкосновенность» государства получили свое закрепление в международном праве в качестве принципов.
Рассмотрим вопрос о территориальной целостности России. Учитывая современное положение России
· государства с тысячелетней историей - можно говорить о проблеме территориальной целостности. Исследуя данную проблему целесообразно провести анализ норм права, регулирующих вопросы территориальной целостности России.
Во-первых, правовую основу территориальной целостности России (и в целом государств мирового сообщества) составляют общепризнанные принципы и нормы международного права. В ч. 4 ст. 2 Устава ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) сказано, что «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».
В декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. раскрывается содержание принципа, закрепленного в Уставе ООН. В соответствии с указанным принципом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности, или с целью нарушения существующих международных границ другого государства. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации или приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. В ст. 1 Резолюции «Определение агрессии», принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., сказано, что «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций
·»
Достаточно важную роль в обеспечении территориальной целостности государств играет Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). В нем изложены принципы, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях, в частности:
1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государства.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательство во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды