Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Указанный законопроект предусматривал основания, цели, порядок введения и применения дополнительных мер - особого административно-правового режима по защите конституционного строя, территориальной целостности, прав и законных интересов граждан при наступлении чрезвычайных обстоятельств, ставших следствием причин социального характера, в результате которых отдельные территории Российской Федерации оказываются временно не контролируемыми конституционными органами государственной власти, а также определял полномочия органов государственной власти, участвующих в обеспечении дополнительных мер - особого административно-правового режима.
Структурно законопроект состоял из шести разделов и 23 статей. Проект закона давал определения: «чрезвычайные обстоятельства», «незаконные вооруженные формирования», «вооруженный конфликт немеждународного характера», «угроза вооруженного конфликта немеждународного характера», «временно не контролируемая территория Российской Федерации», «территориальная целостность», «основы конституционного строя», «дополнительные меры».
Данный законопроект имеет много общего с проектом федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан на временно не контролируемой территории Российской Федерации» в вопросах регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением территориальной целостности России в случае возникновения ситуации временно не контролируемой территории. Под временно неконтролируемой территорией понимается часть территориального пространства России, на которой в результате умышленных действий организованной группы или группы лиц полностью или частично отсутствуют условия исполнения Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, и осуществляется противодействие органам государственной власти по выполнению ими полномочий по обеспечению конституционных прав и свобод граждан и территориальной целостности России.
Названные проекты федеральных законов не противоречат Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, опираются на социальную, политическую, экономическую, военную обстановку в стране, и их рассмотрение представляется необходимым.
Подводя итог изложенному материалу, необходимо сделать следующие выводы:
1. Понятие принципа «территориальная целостность России» достаточно многогранно. Оно, на наш взгляд, учитывает:
нераздельность и единство государственной территории;
историю формирования территории России, так как, обеспечивая территориальную целостность, необходимо давать точный ответ на территориальные притязания других государств, обосновывая истинную юрисдикцию и принадлежность России оспариваемой территории;
способность государственной власти обеспечить территориальную целостность России (законодательство и соответствующие меры).
2. Необходимо принятие закона, обеспечивающего территориальную целостность России. На наш взгляд, это должен быть один закон, который бы целесообразно включал в себя положения разработанных проектов, учитывал геополитическое положение России, ее многонациональный состав, структуру федеративного устройства, существующие и ожидаемые внутренние и внешние угрозы территориальной целостности, возможность включения новых территорий в состав России, полномочия органов государственной власти по обеспечению территориальной целостности.

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды