Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России




Наряду с изложенным выше следует отметить, что законодатель в ст. 2 законопроекта изложил свой вариант разрешения вопроса соотношения двух основных принципов международного права - принципа территориальной целостности государств и принципа равноправия и самоопределения народов и наций и отказал народам, проживающим на территориях субъектов Российской Федерации, в реализации внешней стороны права на самоопределение. Подобной точки зрения придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Свою позицию о возможности реализации народами своего права на самоопределение путем выхода из состава России Конституционный Суд Российской Федерации изложил в Определении от 27 июня 2000 г., руководствуясь принципами международного права, в частности: принципом равноправия и права народа распоряжаться своей судьбой, закрепленным в Заключительном акте СБСЕ 1975 года.

Комментируя указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации, его председатель М. Баглай указал, что «Конституция России признает равноправие и самоопределение народов, но не вообще, а в составе Российской Федерации».
На наш взгляд, реализация права народа на самоопределение не подразумевает обязательного создания нового государства.
Правительство Российской Федерации, Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своих заключениях по проекту федерального закона указали, что не усматривают необходимости принятия особого федерального закона, регулирующего вопросы территориальной целостности России. По их мнению, действующее федеральное законодательство является вполне достаточным для решения вопросов, рассматриваемых в законопроекте.
Государственная Дума Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации считают, что концепция данного закона не противоречит ни международному праву, ни Конституции Российской Федерации, и он крайне важен и нужен для регулирования отношений в сфере обеспечения территориальной целостности России.
Таким образом, проект Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации» в целом не противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и должен быть доработан.
В проект ведерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации» должны быть включены нормы, регулирующие порядок реализации народами, проживающими в субъектах Российской Федерации, своего права на самоопределение, а также порядок сдачи в аренду, продажи участков территории России иностранному государству.
Далее был разработан проект федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан на временно не контролируемой территории Российской Федерации»; внесен депутатом Государственной Думы Российской Федерации В.И. Зоркальцевым и 18 мая 1999 года принят к рассмотрению (протокол заседания Совета Государственной Думы
· 209).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды