Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Р.М. Скулаков. Международно-правовые аспекты территориальной целостности России





В анализируемом проекте закона воспроизводятся отдельные положения определения агрессии, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года «Определение агрессии», то есть законодатель использует одну из вышеперечисленных форм - инкорпорацию.
Также следует отметить, что законодателем отрицается возможность как цессии российской территории (за исключением обмена равными участками в пограничной зоне), так и реализации народами права на самоопределение путем отделения субъекта Российской Федерации от Российской Федерации. Вместе с тем, современным международным правом признаются правомерными следующие основания изменения государственных территорий: реализация народами права на самоопределение и цессия (продажа, уступка под условием и без условия, обмен и т.д.). Однако решение вопроса о цессии - это безусловная прерогатива суверенного государства.
Поэтому целесообразно во внутригосударственном законодательном акте определить порядок совершения государством цессии.
Единственной разновидностью цессии законодатель называет в пунктах 4 и 5 ст. 2 обмен с сопредельными государствами равными земельными или водными участками территории в пограничной зоне в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации. Решение об обмене, по мнению законодателя, должно приниматься только с учетом положительного решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в состав территории которого входит соответствующий земельный или водный участок, и в форме международного договора Российской Федерации.
Вместе с тем, как справедливо указывают Б.М. Клименко и А.А. Порк, высшим и основным принципом правомерного разграничения государственной территории является выбор народа, проживающего на ней. В силу этого в случае, если государством уступается даже небольшая по размеру часть государственной территории, которая, несомненно, принадлежит всему народу, проживающему на ней, должно проводиться всенародное голосование (плебисцит) по данному вопросу. Следовательно, заключение международного договора между сопредельными государствами об обмене равноценными участками территориями должно совершаться только на основании волеизъявления проживающих на них народов. Публичная власть будет иметь право распоряжаться отдельными участками государственной территории только в случае, если ей такое право будет предоставлено конституцией или иным законом, принятым на всенародном голосовании (плебисците).
Поэтому порядок обмена Россией с сопредельными государствами равными земельными или водными участками территории в пограничной зоне должен предусматривать процедуру голосования, учитывающую волю населения, проживающего в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Международное право помимо цессии территории допускает и аренду территории. Аренда территории не влечет изменения ее юридической принадлежности. Федеральное законодательство не определяет порядок сдачи в аренду части территории Российской Федерации. Нет ответа на этот вопрос и в законопроекте. Вместе с тем, определение порядка сдачи части территории Российской Федерации в аренду представляется необходимым.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды