О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




В юридической психологии утверждается следующее определение: правосознание - одна из форм общественного сознания, содержание и развитие его детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права. Как одна из форм общественного сознания, правосознание обладает следующими признаками: не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества; всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения. Правосознание не может существовать без своего носителя - конкретной человеческой личности, групп, коллективов. По признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох (Васильев В.Л., 2001).
По мнению А.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой, системообразующим свойством, определяющим природу правосознания, является ценностность как социально-правовая характеристика этого духовного образования. Правосознание, пронизывая все стадии правового регулирования, является основой, стержнем всего механизма правового поведения (Ратинов А.Р., Карпец И.И., 1968; 1982; Каминская В.И., 1974).
Это положение являлось базисным для эмпирических исследований, проведенных в рамках этого направления. (Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., 1976. С. 51.) Любая социальная организация на уровне общества составляет в своей совокупности систему социальных ценностей, охраняемых различными формами социального контроля, в том числе и уголовным правом, которое через правоотношения и реализует свои функции по отношению к охраняемым ценностям.
Исследователи подчеркивали, что правосознание, отражая правовую культуру, обладает самостоятельной оценкой действительности через призму нормативности. В такой интерпретации ведущую роль в правовом поведении субъектов отводили правосознанию, поскольку носителем последнего выступала личность. Правосознание личности представляет собой ту сферу индивидуального сознания, которая выражает целостное нормативное отношение субъекта ко всему разнообразию правовых явлений, к праву, «в сплаве всех его характеристик»; к правоохранительным органам, к правовому поведению людей, воплощаясь в специфически правовых категориях; в правовых знаниях, в практических правовых навыках, реализуясь в поведении людей. Естественно, что и дефекты правосознания рассматривались как непосредственные причины, порождающие преступление и отличающие его от иных антиобщественных поступков (Карпец И.И., Ратинов А.Р., 1968).
Исследования, проведенные в начале 80-х годов, показали, что целый ряд совершенно незыблемых достижений правовой культуры, закрепленных в правовой системе общества, далеко не всегда в полной мере усвоен массовым правосознанием. (Ратинов А.Р., Ефремова Г.X., 1982. С. 61). В то же время в правосознании общества могут быть живы еще остаточные явления, унаследованные от предшествующих культур, и подчас даже сохраняются представления, свойственные предшествующим общественно-экономическим формациям.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды