О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




Наиболее широко правосознание стало изучаться исследователями с конца 70-х годов. Важную роль в этом сыграли работы сотрудников сектора психологических проблем ВНИИ прокуратуры СССР под руководством А.Р. Ратинова. Для определения места правового сознания, его взаимосвязи с другими феноменами общественного сознания исследователи вводят понятие правовой культуры и анализируют основные ее компоненты. В настоящее время теоретической разработке вопросов правовой культуры уделяется большое внимание. Следует отметить работы таких ученых, как: А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.И. Каминская и др.
Исследования, проведенные в данном направлении, показали, что юридические ценности получают свою аксиологическую интерпретацию через достигнутый уровень правосознания, которое является ядром правовой культуры, оправданием ценности ее свойств. По объему правовая культура намного шире правосознания как формы общественного сознания, т.к. в ее содержание входят и другие компоненты: право как совокупность норм, юридически закрепленных в виде законов, правовые институты и учреждения, правовое поведение людей, а также правоотношения, порождаемые юридическими нормами.
При всем многообразии современных дефиниций правовой культуры, неизменным остаётся выделение её ценностного, духовно-нормативного характера (Каминская В.И., Ратинов А.Р., 1974; Сальников В.П., 1989; Семитко А.П., 1990; Байниязов Р.С., 1999). Так, С.С. Алексеев под правовой культурой понимает «своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу». (Алексеев С.С., 1981. С. 213.) Т.В. Синюкова отмечает, что правовая культура образует самостоятельный раздел культуры. «В контексте общего определения эту сферу человеческой практики можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)» (Синюкова Т.В., 1989. С. 473). В.П. Сальников исходит из того, что «правовая культура
· это по существу, специфический культурно-правовой срез теоретической и практической деятельности людей в классово-организованном обществе» (Сальников В.П. С. 11). А.П. Семитко считает, что правовая культура состоит из правовых текстов, правовой деятельности, правового сознания и в целом уровня правового развития субъекта (Семитко А.П. С. 53).
Правовая культура представляет собой социальное явление, а «правосознание отражает правовую культуру и проявляется в ней, поэтому его исследование возможно лишь путем анализа тех культурных элементов, в которых оно объективируется, получает внешний осязаемый выход» (Каминская В.И., Ратинов А.Р., 1974. С. 43). Правосознние и связанные с ним правовая идеология и правовое мировоззрение - основные сферы духовной жизни общества, определяющие престиж права, его ценность и эффективность в данном обществе. Поэтому, правосознание может быть познано в составе правовой культуры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды