О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




Правосознание непременно связано с государственно-организованной деятельностью. Объективными предпосылками становления индивидуального правового сознания выступает дифференциация общественных отношений, которые обычно рассматриваются нерасчлененно, синкретично. И.А. Ильин писал о связи права, государства и правосознания: «
·право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются именно через правосознание. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания» (Ильин И.А., 1993. С. 63). Марксизм считал подобное положение непреложным фактом. Дифференцированность общественных отношений при капитализме была еще проанализирована Н.Я. Данилевским, который писал, что буржуазному праву удалось решить одновременно обе части правовой задачи - взаимоотношения как личности с государством, так и личностей друг с другом. Вторые два отношения, связанные в западном правовом сознании, - это права и обязанности, которые интегрировались взаимной ответственностью: государства перед личностью, гарантировавшего обеспечение ее прав, и личности перед государством, гарантировавшей выполнение своих обязанностей. В российской социальной жизни и сознании личности оказались разорванными те два отношения, которые, по мнению Н.Я. Данилевского, связаны в западном праве, - отношение к государству и к другим людям. А права и обязанности, связанные в правовых государствах, не только разорваны, вытеснены, заменены обязанностями. «Христианское смирение было ложно истолковано, - пишет Н.А. Бердяев, анализируя истоки и смысл русского коммунизма, - и этим истолкованием пользовались не только для отрицания человеческого достоинства, но права для требования покорности всякому социальному злу» (Бердяев Н.А., 1990. С. 135). Связь правосознания с государством, по мнению большинства современных исследователей, осуществляется через идею законности. «Важно, - пишет Е.А. Лукашева, - наличие в сознании идеи законности, дающей общую нормативно-правовую ориентацию индивиду» (Лукашева Е.А., 1973. С. 95). Западно-европейская личность, едва являясь на свет, уже обладает тем чувством ценности своего «Я», которое затем, благодаря всей системе воспитания и отношений, наполняется чувством собственного достоинства. В свое время В. Белинский заметил, что важнейший механизм российской личности - это самолюбие, существенным отличием которого от чувства собственного достоинства считается не свобода и непринужденность проявления своего «Я», а болезненная установка на возможность и угрозу ущемления такой свободы.
Важнейшими категориями права, исследуемыми правоведами 60-70-х, являются такие понятия, как: объективное и субъективное право, естественное и позитивное право, юридическая ответственность, юридическая обязанность и др. Однако при этом практически не обращалось внимание на правосознание, носителем которого выступают объекты правового регулирования.
Первым в советской юридической литературе обратился к анализу психологической стороны правосознания И.Е. Фарбер. Правоведы в 60-е и начале 70-х гг. активно разрабатывают проблемы соотношения морали и права, морального и правового сознания. В 1963 г. появляется работа И.Е. Фарбера «Правосознание как форма общественного сознания», ставшая отправной точкой многочисленных последующих исследований. Правосознание по Фарберу И.Е. - это «форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающая в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также - новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» (Фарбер И. Е., 1963. С. 204-205).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды