О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




Преступное поведение не всегда является результатом негативного отношения к праву. Правовые запреты могут быть нарушены без отрицания их социального смысла по существу. Правовая безответственность - это особый тип отношения к исполнению правовых предписаний, который характеризуется основанным на действии психологических защитных механизмов «самоустранением» лица из сферы действия права и внутренним освобождением от ответственности за совершаемое правонарушение. Здесь имеется в виду не отрицательное отношение к необходимости соблюдать право, свойственное негативизму, а оценка своих конкретных преступных действий как обыденных, традиционных и широко практикуемых другими людьми, оправдание их более важными, с точки зрения преступника, обстоятельствами, что препятствует реализации установок на правомерное поведение и способствует совершению преступлений.
Естественно, деформации правового сознания не являются единственной субъективной детерминантой преступного поведения. Как отмечает А.И. Долгова, даже правомерное правосознание может «не сработать» из-за индивидуально-психологических особенностей личности (Долгова Л.И., 1982. С. 36.)
Причинами нарушения развитого правосознания могут стать сильное опьянение, принятие наркотических средств и др. Поэтому при изучении дефектов, кроме функций, нужно обозначить также дисфункции правосознания.
Экспериментальные данные свидетельствуют о достаточном многообразии деформаций правосознания у преступников. В специальных исследованиях особенностей правосознания преступников основные дефекты были выявлены на уровне ценностных ориентации и установок в правовой сфере. (Ратинов А.Р.,1983; Михайлова О.Ю., 1985; Ложкин А.И., 2001.)
Исследование роли ценностей в регуляции поведения социальных субъектов позволило установить, что непосредственное регулирующее воздействие ценностей проявляется не всегда, а только в той ситуации, когда непосредственным мотивом действия является осознание человеком своих прав (на труд, права на жизнь, на свободу и т.п.). Условием такой мотивации должно выступать развитое индивидуальное сознание.
Высшие ценности оказывают свое регулирующее воздействие опосредованно. Система социальных ценностей детерминирует, обусловливает содержание ценностных регулятивов низшего порядка, а уже через них оказывает регулирующее воздействие. Общечеловеческие ценности детерминируют как основное содержание главных ценностей каждой конкретной формы общественного сознания, так и взаимосвязи между данными ценностями, т.е. их целостную направленность. В основных ценностях правосознания - законности, справедливости, равноправии, неразрывной связи прав и обязанностей, ответственности за вину, сочетании убеждения и принуждения - в специфически-юридическом преломлении содержатся ценности права на свободу, труд, жизнь, счастье и т.д. То же самое можно было бы сказать об основных ценностях морального, политического сознания и т.д.
Правильному пониманию характера деформаций правосознания способствует анализ объективных условий и субъективных факторов, влияющих на его формирование. Процесс деформации правосознания и особенно его криминализация органично связаны с существенными искажениями ценностно-нормативной системы общества и социальных групп, разрушением общественных ценностей, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией, размыванием границ между социально поощряемыми и социально осуждаемыми моделями юридически значимого поведения. Личность в этой ситуации включается в состояние морального дефицита отношений, который наиболее разрушительно сказывается на обществе. Отсутствие среди базовых наиболее важных общественно значимых ценностей, высокая значимость эгоцентрических мотивов, узость связей индивида с миром, нечеткая иерархизация устойчивых мотивационных образований, яркая неустойчивость системы личностных смыслов способны породить различные формы противоправного поведения и насилия в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к личностным образованиям».

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды