О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




«Дефектное» правосознание может выступать в роли фактора, определяющего преступное поведение, при наличии у индивида соответствующей системы мотивов. Особенно это выражено в так называемых «криминогенных ситуациях». Т.Г. Шавгулидзе хорошо описывает эту закономерность на примере аффективного поведения субъекта, который из мотива мести хочет наказать своего обидчика. «При импульсивном аффектированном поведении для субъекта с высоким правосознанием ружье, висящее на стене, не является ситуацией удовлетворения потребности в мести. Следовательно, дефекты правосознания - специфически субъективная причина индивидуального преступного поведения. Они входят в структуру криминогенного комплекса личности преступника (наряду с другими негативными личностными свойствами) в качестве его динамического движущего элемента, детерминирующего преступное поведение». (Шавгулидзе Т.Г., 1981. С. 184.)
А.Б. Сахаров писал, что дефекты индивидуального правовосознания представляют собой вид личностных отклонений, подобно дефектам нравственного сознания. В связи с этим он предлагал криминологам акцентировать внимание на нравственно-психологических пороках личности, не придавая дефектам правосознания определяющего значения (Сахаров А.Б., 1970. С. 112-113).
П.С. Дагель рассматривает дефекты правосознания как формы проявления антиобщественной установки личности, которую определяет как дефект социального (нравственного) сознания личности (Дагель П.С., 1970. С. 33).
Исследования К.Е. Игошева продемонстрировали значимость правового воспитания как средства предупреждения правонарушений, исходя из определения значимости правовой осведомленности о законе, понимание его социальной значимости. Он писал: «Формирование у несовершеннолетнего способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правового воспитания, то есть без разъяснения ему смысла и назначения советских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у него привычки соблюдать правила поведения, соответствующие правовым нормам, закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права» (Игошев К.Е., 1971. С. 123).
Существенный вклад в изучение проблем психологии правосознания и психологии преступности внесли А.Р. Ратинов, Г.X. Ефремова, О.В. Пристанская, А.В. Грошев, Л.И. Долгова, А.М. Яковлев. По их мнению, одной из главных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков, является искажение и дефектность правового сознания, которое может выражаться либо в правовом инфантилизме - несформированности и пробельностисти правосознания, либо в правовом негативизме - активной противоправной тенденции личности.
Расширение изучения проблем правосознания и роли дефектов в индивидуальном противоправном поведении актуализировалось в многочисленных исследованиях правосознания несовершеннолетних. Предметом исследований главным образом служили особенности усвоения определенной системы правовых знаний в различных группах несовершеннолетних.

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды