О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




Наибольшее распостранение получила функциональная модель правосознания, разработанная в исследованиях Л.Р. Ратинова и Г.Х. Ефремовой. Авторы выделяют следующие структуры правосознания: гносеологическую, эмоционально-оценочную и поведенческую, которые осуществляют познавательную, оценочную и регулятивную функции соответственно. Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, конечным его продуктам. Соответственно, по этим функциям правосознания - познавательной, оценочной и регулятивной - определяются и функциональные основные компоненты правового сознания и правовой психологии. (Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., 1976, 1982).
Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений или правовая подготовка. В основе социально-приспособительной деятельности лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Познавательная (гносеологическая) функция состоит в познании индивидом социальных процессов под углом зрения их правового опосредствования.
Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к закону и практике его исполнения и применения. Оценочная функция заключается в соотнесении результатов познания правовой действительности с собственным опытом, потребностями, интересами, целями деятельности и в соответствующей оценке познанных свойств правовых объектов и явлений с позиций их значимости для индивида.
Наконец, регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентаций. Регулятивная функция сводится к соотнесению поведения людей с действующей в обществе системой правовых предписаний.
Изучение регулятивной функции правосознания занимает центральное место в криминологических исследованиях. Нарушение регулятивной роли правосознания, его несформированность при определенных условиях могут сыграть роль фактора, обусловливающего преступное поведение личности. От степени и уровня ее развития зависит характер воздействия правосознания на общественные отношения, на поведение людей в сфере действия права.
Идея обусловленности противоправного поведения дефектными особенностями правосознания личности была сформулирована И.И. Карпецом и А.Р. Ратиновым в статье «Правосознание и причины преступности, «в которой авторы дефекты правосознания напрямую связывали с противоправным поведением личности. Такая точка зрения первоначально вызвала возражения со стороны ряда криминологов. Однако последующие исследования подтвердили значение правосознания в социальном поведении и выявили заметную роль особенностей правосознания в детерминации преступного поведения и преступности. (Карпец И.И., Ратинов А.Р., 1968.)
Общепринятая в криминологии точка зрения - непосредственной причиной преступления выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов, которые своей основой находятся в плоскости пересечения двух систем - личности и социальной среды. Другое дело, такое взаимодействие нельзя считать абсолютным, поскольку на определенном этапе преступной деятельности криминогенная ситуация становится необязательным элементом преступного поведения, и решающая роль начинает принадлежать особенностям правосознания преступника. «Принципиально различает преступников и непреступников. не одно какое-то свойство или их сумма, качественно неповторимое сочетание и особый при этом «удельный вес» каждого, т.е. пока еще недостаточно. Если следовать одной из наиболее разработанных схем преступного поведения, принадлежащей В.Н. Кудрявцеву, то механизм преступного поведения включает в себя ряд стадий (Кудрявцев В.Н., 1983). Запуск этого механизма начинается с потребностей субъекта, его планов, которые последовательно проходят через систему ценностных ориентации, интересов, целей, возможностей выбора средств для их реализации, на основании которых выбираются варианты решения ситуации, прогнозируется успех и затем принимается решение на реализацию того или иного варианта поведения. На каждом из этих этапов роль особенностей правосознания субъекта достаточна велика.

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды