О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


О.В. Протасова. Психолого-юридическое обоснование понятия правосознания, его значение и роль в формировании правового мировоззрения личности




История разработки проблемы структуры правосознания может быть рассмотрена как ряд последовательных этапов более глубокого ее осмысления. Основаниями выделения таких этапов являются различные методологические установки исследования структуры правосознания, преобладающие на той или иной его стадии.
Первый этап освоения проблемы (60-е гг.) представляют исследования правоведов И.Е. Фарбера, С.С. Алексеева и других, в работах которых в том или ином отношении рассматривается вопрос о структуре правосознания. (Фарбер И.Е., 1963; Алексеев С.С., 1972, 1981). Впервые данная проблема становится предметом специального исследования в работе И.Е. Фарбера (1963 г.), который имел полное основание утверждать, что «вопрос о структуре правосознания в советской юридической литературе не ставился. Обычно ограничиваются утверждением, что правосознание есть форма общественного сознания. Но такое само по себе совершенно правильное положение не дает еще ответа на вопрос о том, что из себя представляет эта форма общественного сознания» (Фарбер И.Е., 1963. С. 433). По его мнению, ответ на поставленный вопрос можно получить, только изучив внутреннее строение правосознания, т.е. исследователь должен изначально быть ориентированным на выяснение элементного состава данной формы общественного сознания (что в сложившейся познавательной ситуации было, наверное, вполне естественно), поскольку И.Е. Фарбер определял правосознание как знание норм права и отношение к ним. Именно такое понимание правосознания характерно для большинства исследований данного этапа, хотя по форме изложения дефиниции разных авторов могли и не совпадать. Определенное понимание правосознания послужило и методологической основой для выделения его элементов, к которым И.Е. Фарбер относил понятия, взгляды, умонастроения, чувства и представления о праве, раздробляемые им на правовую идеологию и правовую психологию, на обыденное и теоретическое, общественное и индивидуальное правосознание (Фарбер И.Е., 1963. С. 42).
Своеобразным было решение вопроса о соотношении общественного и индивидуального правосознания. Акцентируя внимание на общественном характере правосознания (в противоположность субъективно-идеалистическому его пониманию), роль индивидуального правосознания снижалась до такой степени, что позволяла следующим за ним исследователям критиковать его за отрицание индивидуального правосознания вообще (Фарбер И.Е., 1963.С. 43-50).
И.Е. Фарбер сформулировал ряд основных положений теории структуры правосознания и тем самым предопределил направленность разработки этой теории в 60-е гг., когда в основном рассматривались вопросы соотношения общественного и индивидуального правосознания и проблемы правовой психологии и идеологии. Специфическое понимание соотношения общественного и индивидуального правосознания складывалось на естественной для ученых того времени базе
· концепции исторического материализма.. Высказывались также идеи о возможности выделения коллективного или группового правосознания. Первоначально такая идея была сформулирована как представление о возможности профессионального правосознания (т.е. правосознания юристов-профессионалов). Однако некоторые моменты не позволяли говорить об окончательной разработке всего круга проблем, связанных с соотношением индивидуального и общественного правосознания. Некоторые авторы отождествляли индивидуальное правосознание с обыденным. Большая часть авторов, доказывая необходимость изучения индивидуального правосознания, в лучшем случае, давала ему общую характеристику, а его внутреннему строению внимание не уделялось. Характеризуя уровни правового сознания, т.е. правовую идеологию и правовую психологию, исследователи раскрывали и внутреннее строение данных уровней. Были проанализированы составные элементы правовой идеологии: правовые понятия, идеи, принципы и теории (Алексеев С.С., 1972. С. 373). Таким образом, намечалась тенденция преодоления синкретизма в трактовке правосознания. Обнаруживается стремление не только назвать составные элементы правосознания, но и определить их содержание. Однако взаимосвязи и взаимозависимости элементов не исследуются. Окончательное решение вопроса структура правосознания еще ждет своего решения.

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды