Н.В. Пауткина. Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке) — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Н.В. Пауткина. Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке)




Наряду с отсутствием международно-правового оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации главным источником напряженности на Северном Кавказе остается национальный экстремизм, который не только разрушает основы межнационального общения, но и несет прямую угрозу судьбам народов. К чему приводят рецидивы агрессивного национализма и шовинизма, мы видим на примере Чеченской Республики.
Между тем Северный Кавказ - это развитой промышленно-аграрный регион, где добываются нефть, газ, уголь, полиметаллические руды, имеются производственные мощности нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, производится около 30% общероссийского валового сбора зерна. Согласно оценкам Мирового энергетического агентства нефтересурсный потенциал России в пределах Астраханской обл., Калмыкии, Дагестана и Чечни превышает 8 млрд. тонн при общих запасах нефти в прикаспийском регионе 25 млрд. тонн.
На Северном Кавказе находятся исторически приобретенные выходы для России через Черноморские проливы и Средиземное море в промышленно развитые страны Европы, к центрам мировой торговли и нефтеносным районам Ближнего и Среднего Востока. Развитая сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных и морских коммуникаций с соответствующей инфраструктурой позволяет обеспечивать через Северо-Кавказский регион до 20% всех экспортно-импортных операций России со странами Юго-Восточной Европы, Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Завершение процесса медународно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации в Северно-Кавказском регионе и, в частности, с Грузией способствовала бы развитию добрососедских отношений России с государствами этого региона. Проблемы с международно-правовым оформлением государственной границы между Российской Федерацией и Грузией вызваны, наряду с политическими, экономическими и иными разногласиями, в частности тем, что существует разное представление у сторон о ее прохождении на отдельных участках. Не вызывает сомнения, что от Российской Федерации и Грузии требуются взаимные усилия и добрая воля, чтобы не скатиться на путь конфронтации и взаимных угроз. Яркий пример тому - трудности российско-грузинского диалога по ситуации в Дарьяльском ущелье в августе-декабре 1997 г.
По мнению подавляющего большинства советских/российских ученых-международников, в процессе рассмотрения и принятия решения по территориальным разногласиям между государствами и обоснования правового титула государства на спорные территории могут и должны применяться нормы «старого» права. При этом окончательное решение должно основываться на общепризнанных принципах и нормах современного международного права
Вполне естественно то, что раскрыть сущность имеющихся разногласий по прохождению государственной границы между Россией и Грузией и выработать юридически обоснованные предложения по их решению позволит обращение к советскому периоду установления границы на рассматриваемом участке, так как именно в этот период происходили значительные административно-территориальные изменения.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды