Н.В. Пауткина. Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке) — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Н.В. Пауткина. Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке)




Историко-правовой анализ территориального разграничения России и Грузии (на сухопутном участке)
Адъюнкт МПИ ФСБ России капитан Пауткина Н.В.

В межгосударственных отношениях проблемы территории, разграничения государственных территорий занимали ранее и будут занимать в будущем значительное место.
Как указывает Е.Л. Ежуков, с распадом СССР и образованием Российской Федерации и других государств на его бывшей территории изменилась линия прохождения Государственной границы Российской Федерации при сохранении ее общей протяженности, разрушилась прежняя система ее охраны, другими стали политические отношения с сопредельными государствами и мировым сообществом.
В настоящее время 13,5 из 61 тысячи километров Государственной границы Российской Федерации до сих пор не оформлены в международно-правовом отношении.
По нашему мнению, Государственную границу Российской Федерации можно условно разделить на три части: сухопутная граница бывшего СССР, в той части, где она отделяла территории РСФСР от иностранных государств; морская граница бывшего СССР, проходившая по внешнему пределу территориального моря; линия административного разграничения, отделявшая территорию РСФСР от соседних союзных республик.
Сухопутный и морской участки государственной границы бывшего СССР в целом стабильны и по преимуществу были оформлены в международно-правовом отношении. Их правовой режим установлен Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и, в целом, признан соседними государствами. Они оснащены соответствующим оборудованием и надлежащим образом охраняется.
Третью условную часть Государственной границы Российской Федерации можно также условно разделить на две части. Первая часть
· это граница бывшей РСФСР с бывшими союзными республиками, а ныне государствами Балтии
· Литвой, Латвией и Эстонией. Эти государства не входят в Содружество Независимых Государств (далее
· СНГ) и не приемлют идею воссоздания на новых принципах общего пограничного пространства. Вторая часть
· это границы бывшей РСФСР с бывшими союзными республиками, а ныне государствами
·участниками СНГ
· Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном и Украиной. Их общей особенностью является то, что государственными границами объявлены те линии, которые во времена существования СССР были административными границами между союзными республиками. В отношении этих границ не существовало никакого единого акта, который регулировал бы их правовое положение. Несмотря на то, что союзные республики считались суверенными государствами, между ними не были подписаны какие-либо акты об этих границах. Линии прохождения границ сложились исторически и были в основном унаследованы от царской России, где служили границами губерний, ставших территориями союзных республик.
Как указывается в Основах пограничной политики Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. , незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации является одной из основных угроз национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды