Е.В. Мигачева. Правовое регулирование альтернативной службы в Российской Федерации и зарубежных государствах — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Е.В. Мигачева. Правовое регулирование альтернативной службы в Российской Федерации и зарубежных государствах




Правовое регулирование альтернативной службы в Российской Федерации и зарубежных государствах
Соискатель МПИ ФСБ России Мигачева Е.В.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, имеет право на замену военной службы альтернативной службой. Это право, как и другие права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации, является непосредственно действующим. Право гражданина на замену военной службы альтернативной службой рассматривается рядом авторов как одна из важных гарантий реализации в Российской Федерации свободы совести и свободы вероисповедания.
Право граждан на отказ от военной службы с оружием по духовно-нравственным и иным причинам предусматривают и конституции большинства стран Европы. В ФРГ, Нидерландах, Италии, где законодательством предусматривается смешанная система комплектования вооруженных сил, альтернативная служба была введена более 30 лет назад. По мнению зарубежных исследователей, введение альтернативной службы возможно при наличии ряда условий: полное или частичное комплектование вооруженных сил на основе закона о воинской повинности, избыток призывного контингента или невозможность его эффективного использования в интересах вооруженных сил, высокий уровень законности и правопорядка, наличие сильных пацифистских настроений в обществе.
Правовой институт замены военной службы гражданской службой существует в России с определенными перерывами с 1885 года, с которого согласно Уставу о воинской повинности верующие-менониты, отрицающие по своему вероучению военную присягу и воинскую службу, освобождались от ношения оружия и отбывали службу в мастерских морского ведомства, а также в пожарных и лесных командах. Освобождение от военной службы в конце XIX века распространилось также на духоборов, молокан и последователей других сект, не допускающих по своему вероучению ношение оружия.
Вопросы замены военной службы гражданской определялись и советским законодательством. Так, 4 января 1919 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям». Этот декрет дал право лицам, не имеющим возможности по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, исполнять вместо нее другие формы повинности; определяя при этом, что военная служба заменяется санитарной службой в госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой по выбору гражданина. С 20-х годов в условиях нарастания негативных тенденций в отношении государства к религиозным организациям стало меняться законодательство, регулирующее основания и порядок освобождения от военной службы по религиозным убеждениям. В 1925 году был принят Закон «Об обязательной военной службе», которым был ограничен круг лиц, которые могли воспользоваться данным правом. Окончательно институт замены военной службы гражданской службой был отменен в 1939 году с введением в действие Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», который не предусматривал возможности замены военной службы гражданской.

1 2 3 4 5


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды