Н.М. Копылков. Некоторые правовые аспекты реализации Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и особенности его применения в условиях военной организации 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Н.М. Копылков. Некоторые правовые аспекты реализации Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и особенности его применения в условиях военной организации




Срок действия договора также установлен Законом и составляет один год. Стороны лишены права договариваться об иных сроках действия договора, но у страхователя сохраняется право в любое время отказаться от договора (п. 2 ст. 958 ГК РФ), направив страховщику письменное заявление об этом. В этом случае во избежание административной ответственности за неисполнение обязанности по обязательному страхованию владелец транспортного средства должен немедленно заключить договор страхования с другим страховщиком. По истечении годичного срока договор автоматически пролонгируется на следующий год, но если в течение 30 дней после этого страхователь не заплатит страховую премию, действие договора прекращается.
В законодательном порядке закреплены основные принципы и механизм расчета размера страховой премии. Правительством РФ будут устанавливаться предельные уровни страховых тарифов, которые не могут изменяться чаще, чем один раз в полугодие. Страховой тариф - это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования (п. 2 ст. 11 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Доля страховой премии, которая применяется при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых выплат, не может быть ниже 80% от страховой премии. Законом предусмотрен перечень повышающих и понижающих коэффициентов, которые страховщики вправе использовать при расчете размера премии на основе базовой ставки. Законодателем введен ряд условий, ограничивающих размер и структуру страховых премий. Так, часть премии, которая пойдет на обеспечение ведения дел страховыми компаниями, не может составлять более двадцати процентов от общей ее величины. Максимальный размер страховой премии, как правило, не может превышать трехкратную величину базовой ставки, а в случае применения повышающих коэффициентов, отражающих неправомерные действия (бездействие) страхователя, - пятикратную величину этой ставки. Остальные условия договора, за исключением пяти конкретных позиций, которые в соответствии с Законом стороны могут определять по своему усмотрению (в частности, срок и способ сообщения страхователем страховщику о ДТП, иные сроки прибытия представителя страховой компании для осмотра поврежденного имущества, возможность организации и оплаты страховщиком ремонта поврежденного имущества, условия ограниченного использования транспортного средства и, наконец, порядок предоставления страхователем своего транспортного средства страховщику для осмотра после ДТП), должны соответствовать Типовым условиям, утверждаемым Правительством РФ.

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Страхователем может быть собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Законом освобождены от обязанности заключения договора владельцы транспортных средств, чья ответственность застрахована другими лицами, владельцы транспортных средств с максимальной конструктивной скоростью не более 20, транспортных средств, имеющих характеристики, исключающие их участие в обычном дорожном движении. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также транспортных средств, зарегистрированных в других государствах при условии, что ответственность этих владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Россия.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды