А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России




Проблемы с доверием могут возникнуть, если собеседники начинают руководствоваться характерными только для их социума правилами, традициями и обычаями. Многое из того, что в одной культуре считается интимным, в другой - обычным. Так, западные иностранцы откровенно беседуют почти со всеми по таким вопросам, как религия, секс, физические недостатки, личные доходы, намерения и т.д. Японцы же об этом редко говорят даже с друзьями. Единственное, из чего японцы не делают секрета (и то только от матери), - это проблема пищи. Знание таких особенностей дает конкретным оперативным сотрудникам возможность правильно вести себя при обособлении. Идентификация и принятие этнических особенностей партнера позволит им по иному увидеть собеседника и максимально оптимизировать процесс доверительного общения.
Под третьей группой, индивидуальными особенностями восприятия, мы прежде всего понимаем собственный, уникальный жизненный опыт человека. Каждый человек располагает некоторым множеством переживаний, которые складываются в его личную историю и уникальны в той же мере, как и отпечатки пальцев. В мире нет двух людей, которые бы имели жизненные истории, идентичные друг другу. Они неповторимы. Индивидуальные различия неизбежно ведут к тому, что каждый из нас приобретает свой особый опыт, не похожий на опыт других людей.
Исходя из особенностей восприятия и построения человеком моделей объективной действительности, важно знать, что модель мира другого человека отличается, а иногда и существенно, от нашей собственной модели реальности. Это не говорит об ее истинности или ложности. В этом заключена ее уникальность. В нейро-лингвистическом программировании существует правило: «Любое действие человека с позиции его модели мира всегда имеет позитивную интенцию, т.е. исходное положительное намерение». В этой связи всякие попытки оценочных суждений и критики модели приведут лишь к противоречиям и конфликту. И напротив, снисходительность, уважение и понимание модели собеседника позволит оперативному сотруднику не только избежать разногласий, но и в полной мере сосредоточиться на построении подлинных доверительных отношений.
Не менее важным в установлении доверительных отношений является то, с какой позиции оперативник воспринимает своего собеседника. Таких позиций известно несколько.
Когда оперативный работник ассоциирует себя со свои собственным телом, он находится в первой позиции. С этой позиции он рассматривает мир и оценивает собеседника «своими глазами». Находясь в первой позиции, он не в состоянии в полном объеме принять точки зрения другого. Организуя взаимодействие, оперативный сотрудник в основном исходит из собственных интересов и потребностей.
Вторая позиция означает, что оперативный сотрудник становится на точку зрения своего собеседника. Он старается представить, что в данной ситуации тот будет видеть, слышать, чувствовать. Во второй позиции у человека развивается способность к эмпатии. Если оперативник имеет серьезные разногласия с другим, то полезно рассматривать сложившуюся конфликтную ситуации именно с этой второй позиций. Она позволяет проявить большую гибкость в отношениях и избежать «острых углов» в общении.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды