А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России




В процессе общения даже между близкими друзьями имеют место ситуации недопонимания, несогласия, расхождения во мнениях, напряженности. Эти ситуации неизбежны, поскольку у каждого человека существует своя, особая модель восприятия окружающего мира, которая под воздействием процессов опущения, искажения и обобщения приобретает сугубо индивидуальный (единичный) характер. Обозначенные процессы позволяют человеку выживать, расти, учиться и воспринимать богатство окружающего мира с одной стороны, и ограничивают его, лишают способности гибко реагировать на окружающие изменения с другой.
Как нами уже отмечалось, обязательным атрибутом доверительного общения является обмен значимой информацией. Без этого обмена общение перестает быть доверительным. В ходе межличностного взаимодействия следует различать объективные лингвистические процессы опущения, искажения и обобщения, приводящие к «потере» части значимой информации, от субъективных процессов, связанных с мотивационной сферой человека.
Остановимся вкратце на объективных, лингвистических процессах переработки информации, которые, однако, могут быть восприняты как не желание собеседника довериться оперативному сотруднику.
1. Лингвистические опущения информации, с которыми может столкнуться оперативный работник в ходе общения:
простые опущения
· объект, описывая событие, не сообщает информации о человеке, предмете или отношении (напр., Объект: «Я боюсь». В данной ситуации, оперативный сотрудник до конца не может определить, какой смысл заключен в сообщении. Ему следует уточнить: «Кого (чего) Вы боитесь?»; «Что заставляет Вас бояться?»);
неполные сравнения
· собеседник совершает сравнение (используя такие слова, как «лучше», «дальше», больше»), но опускает сравниваемых людей, сравниваемые вещи, предметы, стандарты (напр., О.: «Это лучший выбор». ОС: «По сравнению с чем (кем)?»);
отсутствие референтного индекса
· в высказывании отсутствует упоминание о человеке или предмете, производящем действие. В качестве подлежащего используются слова «кто-то», «оно», «они», «этот» и пр. (напр., О.: «Кто-то мне сказал о том, что видел неизвестного, где-то вблизи границы». ОС: «Кто..?», «Где..?».);
неспецифические глаголы
· собеседник использует глаголы, описывающие неясное, неконкретное действие, не представляя специфику процесса (напр., О.: «Он предал меня», «Мы не сошлись». Оперативный сотрудник, задавая уточняющие вопросы, стремится восстановить опущенную информацию: «Как он предал Вас?», «Что заставило Вас думать, что он предал..?», «В чем конкретно Вы не сошлись?»).
2. Лингвистические искажения информации:
номинализация
· изменение процесса (движения, действия и т.д.) более широкого по информационному содержанию (напр., «болеть», «уважать», «решать», «дружить», «доверять» и пр.) в статическое событие («болезнь», «уважение», «решение», «дружба», «доверие» и пр.), более узкое по содержащейся в нем информации (напр., О.: «Я испытываю к нему доверие». ОС: «Что именно Вы ему доверяете?»);

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды