А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России




Если же оперативный сотрудник сделает шаг навстречу, объект заинтересованности расценит свой риск как оправданный и в ответ отважится на новый рискованный шаг. Таким образом, он будет втягиваться в процесс сближения, пока на каком-то «шаге» не наступит «насыщение». Если же этот сотрудник проявит здесь разумное терпение, а потом вновь продолжит вовлечение этого лица во «встречное движение», процесс может продолжиться. Если он станет неразумно форсировать этот процесс, это может вызвать, как правило, у интересующего нас лица раздражительность или подозрительность. Если же оперативный сотрудник органов ПС России почему-либо совсем прекратит встречные действия, у объекта возникнет мысль о том, что такому человеку нельзя или можно доверять лишь до определенного предела.
Как правило, оперативный сотрудник органов ПС России должен стараться сделать так, чтобы «встречное движение» привело к установлению отношений доверительности. Критерием таких отношений является откровенность объекта. Эффективным способом обеспечения такого уровня отношений является сопереживание.
Сопереживание всегда действует как подкрепляющий фактор, способствующий сближению людей. Оно вызывается различными способами. Здесь играют роль совместные воспоминания о каких-то событиях (одна и та же радость, болезнь), одинаковое отношение к некоторым сторонам жизни (у обоих по двое детей, и все мальчики) и т.д. Задача состоит в том, чтобы в нужный момент соответствующим образом «раскрыться». Особенно внимательным надо быть, когда интересующее нас лицо начинает откровенничать по поводу своих слабостей и недостатков. Своевременная и идентичная реакция на откровенность объекта вызовет у него чувство благодарности. В таких случаях многие говорят: «Этот человек меня понимает». И это является свидетельством высокого уровня доверительности.
Со стороны оперативного сотрудника сопереживание возможно проявить двумя способами: технично и эмпатично.
Техничное сопереживание предполагает, что оперативный сотрудник наблюдает эмоциональное состояние собеседника и сообщает ему о своих наблюдениях. Он не говорит о том, что разделяет чувства собеседника, а лишь ограничивается тем, что эти чувства понимает. Не одобряя, их оперативный сотрудник вместе с тем должен стремиться всячески поощрять действия собеседника, направленные на раскрытие его «Я».
Эмпатический подход, напротив, предполагает реальное сочетание и сопереживание. Оперативник со-чувствует то же самое, что переживает собеседник. Эмпатический подход сложнее техничного и требует от оперативного сотрудника большего мастерства. Оперативнику необходимо уметь находиться в переживании настолько глубоко, чтобы реально отражать происходящее в сознании человека, вместе с этим ему нужно суметь не уйти с головой в переживания и сохранить способность не только анализировать происходящее, но и преломлять его со стоящими перед ним оперативно-розыскными задачами.
Развитие доверительности в общении с объектом во многом зависит, от умения оперативного сотрудника разрешать конфликтные ситуации, которые всегда присутствуют в отношениях между людьми.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды