А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России




Таким образом, подстройка на физиологическом уровне, уровне репрезентативных систем, интересов, убеждений и ценностей позволяет оперативному сотруднику на бессознательном уровне расположить к себе собеседника, настроить его к работе на уровне сознания и получить определенные результаты.
Психологическое содержание доверительности между объектом и оперативным сотрудником заключается в субъективном ощущении
·безопасности
· и уверенности партнеров по общению друг в друге. Объект, вступивший в процесс общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера ничем не рискует. Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное оценивание, понимание и т.д.
Для достижения понимания оперативными сотрудниками широко практикуется использование приемов поддерживающего и активного слушания.
Поддерживающее слушание - очень простая и широко известная в психотерапии техника, которая заключается в обычном кивании собеседнику в такт его речи и в употреблении высказываний типа: «Угу», «Да» и «Да, что вы говорите?» и т.д. Киванием оперативный сотрудник устанавливает и поддерживает контакт, тянет время, демонстрирует понимание и поддержку, побуждает собеседника продолжать разговор, соглашается и сочувствует. Киванием он может передать свою любовь и уважение к собеседнику. Кивать целесообразно в такт речи
· в ответ на ударения-нажимы в речи собеседника. При поддерживающем слушании оперативный сотрудник дает понять нашему собеседнику, что здесь и сейчас он его одобряет, поддерживает и понимает.
Активное слушание, так же как и поддерживающее, преследует цель продемонстрировать свое понимание собеседника. Для этого оперативник может воспользоваться общеизвестными приемами активного слушания:
употреблять словосочетания, которые выражают видимую поддержку: «Я с вами», «Я вас слышу», «У меня много времени. Я никуда не спешу»;
дословно повторять отдельные фразы и мысли, сказанные собеседником;
перефразировать слова собеседника, т.е. использовать новые слова с тем же смыслом, особенно в связи с чувствами, которые необходимо прояснить: «Я слышу, что вы говорите
·», «То есть вы хотите сказать, что
·»;
задавать открытые вопросы, которые требуют от собеседника развернутых ответов: «Что..?», «Кто..?», «Как..?», «Когда..?»;
осуществлять рефлексию, высказывая интуитивные догадки и эмоциональные ощущения, которые оперативник испытывает в ответ на слова собеседника;
использовать метафоры и сравнения, чтобы помочь собеседнику лучше определить переживаемое им чувство или ощущение. Например: «Это похоже на рыбную ловлю
·.», «Не уважать свою Родину, это все равно, что не уважать свою Мать» и т.д.
Однако основным механизмом достижения доверия по праву следует считать обоюдное подкрепление этого доверия.
Проявление этого закона в процессе общения, например оперативного сотрудника с интересующим лицом, заключается в следующем. В процессе общения, когда отношения общающихся переходят грани обычного знакомства, происходит как бы раскрытие, которое осуществляется лишь настолько, насколько это диктуется целью поддержания контакта. Раскрытие форсируется, как только появляются признаки функционирования диады. Необходимо побудить объект в этот момент пойти на риск и раскрыться чуть больше. Согласно закону подкрепления оперативный сотрудник должен также
·раскрыться
· чуть больше. Если этого не произойдет, объект может посчитать свой риск неоправданным и прекратить общение.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды