А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


А.С. Голубев. Использование некоторых социально-психологических и нейро-лингвистических моделей в работе оперативного сотрудника органов ПС России




Если подстройка на физиологическом уровне выполнена правильно, то собеседник бессознательно начинает видеть в оперативном сотруднике «свое отражение». А кому как не себе самому человек доверяет больше всего? Когда люди похожи друг на друга, они как минимум не вызывают друг у друга неприязни.
Следующей разновидностью подстройки к собеседнику на бессознательном уровне является подстройка по репрезентативным системам.
Общеизвестно, что каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. При этом некоторые предпочтение отдают зрительным образам, другие
· звуковым, а третьи оперируют осязательными представлениями. Например, в американском обществе 20% людей обрабатывают информацию в основном кинестетическим образом, 60% - визуальным и еще 20% - аудиальным. К сожалению, применительно к нашему обществу автор статистическими данными не располагает, хотя можно предположить, что указанные пропорции примерно могут сохраняться и у нас.
Ведущую репрезентативную систему собеседника можно определить, ориентируясь на такие внешние признаки, как словоупотребление, а также физиологические признаки (поза, типы тела и движения, дыхание, скорость речи, направление взгляда и пр.). Присоединение по ведущей репрезентативной системе позволяет оперативному сотруднику достичь гармонии и согласия с собеседником, а также быстро научиться «говорить на языке другого человека», представляющего для нас оперативный интерес.
Для глубокого раппорта наиболее важной является подстройка к интересам, убеждениям и ценностям другого человека. Это следующий, самый сложный вид подстройки. В повседневной деятельности оперативный сотрудник вряд ли встретит человека с точно такими же интересами, убеждениями и ценностями как у него самого. А как показывает практика, отражать на бессознательном уровне то, что до конца не принимаешь, без предварительной тренировки малоэффективно.
В связи с этим, на начальном этапе оперативному сотруднику не следует декларировать те интересы, убеждения и ценности, которые для него самого лично значимы, поскольку он не знает, как они соотнесутся с аналогичными дефинициями собеседника. На этом этапе оперативному сотруднику более целесообразно уметь внимательно слушать, выуживая из беседы интересы, убеждения и ценности, к которым собеседник апеллирует. Здесь уместны вопросы: «Зачем?», «Для чего?», «С какой целью?», «Что дальше?». И, наоборот, оперативному сотруднику стоит воздержаться от вопросов: «Почему?», «Из-за чего?» Они погружают собеседника в мелкую конкретику и уводят от главной цели, интересующей нас.
Когда при ответах человек начинает делать большие паузы, взгляд его расфокусировывается, взор направляется как бы внутрь себя, голос уходит вниз, ответы звучат всерьез, можно полагать, что оперативный сотрудник затронул его лично значимые интересы, убеждения, ценности. На этом этапе требуется проявить максимум лояльности к любым высказываниям собеседника, даже если оперативный сотрудник глубоко не согласен с ними. Наши возражения здесь и сейчас ничего не изменят, они лишь поспособствуют росту недоверия в отношениях и увеличению межличностной дистанции, а этого делать не следует.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды